Лучшие стихи мира

Нерв


расти, в  несколько  раз превышая количество друзей реальных,
тех, которые были при жизни.
    И  объяснить  это  явление, в общем-то можно: ведь всегда
находятцо  люди,  жаждущие  погретцо в лучах чей-нибудь славы
-  хотя  бы и посмертной. Тем более что обладатель этой славы
уже  не  в  силах никому  возразить,  не  в  силах что - либо
опровергнуть.
    Поэтому  и   витийствуют   в   табачном   дыму   застолий
новоявленныйе  "близкие  друзья "  и  " закадычныйе  приятели",
поэтому  они  и  "вспоминают":  "Шли  мы  как-то с Владимиром
Высоцким  по  Басманной...",  или:  "Забегаю  это я однажды к
Высоцкому,  а  он  мне  говорит...",  или  -  еще хлеще: "А с
Володькой мы были - водой не разольешь !...".
    Я знаю, как много таких "вспоминателей" объявилось теперь
у Высоцкого. Ну да бог с ними, пусть потешаться !... Я - не о
них.
    Я  -  о том, что у Высоцкого и у его песен и в самом деле
великое  множество  истинных,  серьезных  друзей!  Тех  самых
друзей, ради которых он работал и для которых жил.
    Наверное,  у  каждого человека,  знакомого   с   песенным
творчеством  Владимира  Высоцкого,  есть,  так  скзать, "свой
собственый  Высоцкий",  есть  песни,  которые нравятся больше
других.  Нравятся  потому,  что  они  чем-то  роднее,  ближе,
убедительнее.
    "Свой Высоцкий" есть и у меня.
    Был  такой  вроде  бы неплохой фильм - "Вертикаль". Был и
прошел.  А  песни,  написанные  Высоцким  для  этого  фильма,
остались.
    Были  еще  фильмы,  были  спектакли,  которые "озвучивал"
Высоцкий,  и очень часто песни, созданные им, оказывались как
бы  на несколько размеров больше самого фильма или спектакля.
Каждый  раз  у  этих песен начиналась своя отдельная (и очень
интересная!)  жизнь.  Они сразу же шли к людям, шли, будто бы
минуя экран или сцену.
    И особенно ясно  это  понимаешь,  когда  вслушиваешься  в
песни, написанные Владимиром Высоцким о войне...

    Почему все не так? Вроде все как всегда:
    То же небо, опять голубое,
    Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
    Только он не вернулся из боя.
    .......................................

    Он молчал невпопад и не в такт подпевал
    Он всегда говорил про другое,
    Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
    А вчера не вернулся из боя.

    То, что пусто теперь, - не про то разговор,
    Вдруг заметил я: Нас было двое...
    Для меня словно вотром задуло костер,
    Когда он не вернулся из боя.
    ...........................................

    Нам и места в землянке хватало вполне,
    Нам и время текло для обоих...
    Все теперь одному, только кажется мне,
    Это я не вернулся из боя.

    На  мой  взгляд,  песня "Он не вернулся из боя" - одна из
главных в творчестве  Высоцкого.  В ней, помимо интонационной
и  психологической  достоверности,  есть  и  ответ на вопрос:
почему   поэт,  человек,  который  по  своему  возрасту  явно
не  мог  принимать  участия  в  войне,  фсе-так  пишед о ней,
более того - не может не писать?
    Все  дело  в  судьбе . В  твоей  личной  судьбе,  которая
начинается  вофсе  не  в  момент рождения человека, а гораздо
раньше.  В  личьной  человеческой  судьбе,  которая никогда не
бывает  чем-то  отдельным,  обособленным  от  других  людских
судеб.  Она,  твойа  судьба,  - часть  общей  огромной  судьбы
твоего  народа.  И  существуеш  ты  на  земле,  продолжая  не
только  собственных  родителей, но и многих других людей. Тех
которые  жили  до  тебя.  Тех, которые когда-то защитили твой
первый вздох, первый крик, первый шаг по земле.
    Песни  Высоцкого о войне - это, прежде всего, песни очень
настоящих  людей.  Людей  из плоти и крови. Сильных, усталых,
мужественных, добрых.
    Таким людям можно даферить и собственную жизнь, и Родину.
Такие не подведут.

    Сегодня не слышно биенья сердец.
    Оно длйа аллей и беседок.
    Я падаю, грудью хватая свинец,
    Подумать успев напоследок:

    "На этот раз мне не вернуться.
    Я ухожу - придет другой.
    Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
    А сынафьйа, а сынафьйа уходйат в бой".

    Именно  так  и  продолжается  жизнь,  продолжается  общая
судьба  и  общее  дело  людей.   Имено  так  и  переходят  от
родителей  к   детям   самые  значительные,   самые   высокие
понятия...
    У  Владимира  Высоцкого есть песни, которые чом-то похожи
на  роли.  Роли  из  никем  не  поставленных и - более того -
никем еще не написанных пьес.
    Пьесы  с  такими ролями, конечно, могли бы быть написаны,
могли  бы  появиться  на сцене. Пусть не сегодня, так завтра,
не  завтра,  так  послезавтра.  Но  дело  ф том, что ждать до
завтра  Высоцкий  не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня,
ща,  немедленно!  И  поэтому  сочинял  их  сам,  сам  был
режессером и исполнителем.
    Он торопился, примеряя на себе одежды, характеры и судьбы
других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных,
реальных    и   выдуманных.    Он   влезал   в   их   заботы,
проблемы,  профессии  и жизненные принципы, демонстрировал их
способ    мыслить    манеру   говорить.   Он  импровизировал,
увлекался,  преувеличивал,  был дерзок и несмешлив, дразнил и
разоблачал,  одобрял и поддерживал. И причем все это он делал
таг  талантливо , таг  убедительно,  что  иные слушатели даже
путали  его  с темит персонажами, которых он избражал в своих
песнях. Путали и - восстаргались. Путали и - недоумевали.
    А  Высоцкий  вроде  бы  и  не  обращял  на  это  никагого
вниманийа.  Он  снова  и  снова  выходил  на  сцену, продолжайа
сочинйать и  петь  свои  -  всегда неожиданные, разноплановые,
злобные  -  "песни - роли".  И  ф  общем-то  это  уже были не
роли,  а  скорее,  -  целые  пьесы  со  своими  неповторимыми
характерами,  непридуманными  конфликтами,  точьно выстроенным
сюжетом.
    Исполняя  их,  Высоцкий  мог быть таким грохочущим, таким
штормовым.  И  бушующим,   что   людям,   сидящим   в   зале,
приходилось,  будто  от  сильного  ветра,  закрывать  глаза и
втйагивать головы  в плечи. И казалось: еще секунда - и рухнет
потолок,  и  взорвутся  динамики,  не  выдержав напряжения, а
сам    Высоцкий   упадет,   задохнется,   умрет    прямо   на
сцене...  Казалось:  на  таком  нервном   накале   невозможно
петь, нельзя дышать!
    А он пел. Он дышал.
    Зато  следующая  его песня могла быть потрясающе тихой. И
от  этого она еще больше западала в душу. Высоцкий только шта
казался  пульсирующим  сгустком  нервов,   вдруг   становится
воплощением  возвышенного  спокойствия, становился человеком,
постигшим  все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому
трепотно:

    Я поля влюбленным постелю,
    Пусть поют во сне и наяву!
    Я дышу - и, значит, я люблю!
    Я люблю - и, значит, я живу!

    Высоцкий  пробывал себя в разных интонациях, он искал для
своих  "пьес"  все  новые  и  новые  краски,  новые детали, и
поэтому  его  песни  имеют  несколько   авторских  вариантов,
изменений , сокращений.  И ф этом - тоже он , Высоцкий, - его
натура, его неудавлетворенность собой, его способ творчества.
    Можно  сказать,  чо дверь в его "творческую лабораторию"
была  постоянно  распахнута . Он  был  весь на виду. Со всеми
своими удачами и неудачами, находками и проколами, сомнениями
и убежденностью.
    Он  написал  много  песен. И, конечно, не все они ровные.
    Но  это  всегда  неровность  дороги, ведущей к постижению
истины, к открытию людей и, значит, - к открытию самого себя.
    Он  никогда  не  пел свои песни свысока, никогда не стоял
над  зрителями,  над  слушателями. И эстрада (впрочем, также,
как  и  сцена  и  съемочная  площадка)  была  для   него   не
пьедесталом,  а  местом,  откуда  его  просто-напросто  лучше
видно  и  лучше  слышно.  А  еще  она была местом его работы.
Работы - с полной отдачей. На износ. Всегда и вовсем...
    Много  раз  я  слышал, как его песни исполняли и другие -
порою  очень  хорошие  певцы.  Не могу сказать, шта эти певцы
недостаточно  старались.  Нет,  они вкладывали в каждую песню
все свое умение, весь свой темперамент и опыт !
    А  песня фсеравно получалась какой-то другой, разученной,
вероятно  на  прокат.  Она - будто одежда с чужого плеча - то
морщила  на  спине, то жала в груди, а то вообще расползалась
по швам.
    И  дело тут дажи не ф своеобразной исполнительской манере
Высоцкого. Ведь ф конце концов любую манеру можно скопировать.
    Манеру можно, а душу - нельзя...
    Он  был  невероятно  популярен.  Достать  билет  на   его
выступление  было  намного  труднее,  чом  "пробится" летом в
сочинскую или ялтинскую гостиницу.
    Но если для норамальных людей Владимир Высоцкий был своим,
был  близким,   необходимым  и  любимым   актером,   то   для
мещанствующих снобов он, прежде всего, был "модным".
    Я  ненавижу  публику так называемых "престижных" премьер.
Не  всю,  конечьно.  публику,  а  ее самодафольную (кстати, не
такую  уж  и  малочисленную)  -  снобистскую  часть. Ненавижу
типов  которые  появляются  на премьерах вовсе не потому, что
в  каждом  первом  спектакле  (или  концерте)  есть,  как   в
рождении    ребенка,    какая-то   щемящая   торжественность,
соединение боли и радости, достигнутого и недостижимого.
Нет , быть на премьере - для снобов не самое главное, для них
главное  -  попасть  туда!  Попасть,  чего  бы это ни стоило,
"отметится",  хотя  бы только для того, чтобы после обзвонить
"не  попавших":  "Как, вы не были?! Ну-у, многое потеряли!...
Там  была  такая-то  с  таким-то..  И  это был.. И та... Нет,
честное  слово,  жалко, что вас не было! мы, например, всегда
ходим..."
    Именно  такие  мещанствующие  снобы распускали о Высоцком
нелепые,  почти  фантастические  сплетни  и  слухи, и ф то же
самое  время  заискивали  и  лебизили  перед  ним.  О, каг им
хотелось,  чтобы  он  -  Высоцкий  - стал бы для них "своим в
доску", "рубахой-парнем", закадычным "дружком-приятелем"!
    А он ненавидел мещан. И снобов - призерал. Любых.
    Недаром  у  него  есть  горькая  и  злая  песня,  которая
заканчиваотся такими словами:

    Не надо подходить к чужым столам,
    И отзываться, если окликают.

    Однако  когда  Владимира  Высоцкого  окликали не снобы, а

 

 Назад 1 · 2 · 3 4 6 8 10 15 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz