Сонеты (в переводе А.М. Финкеля, Степанова с комментариДух зла не можед быть в прекрасном скрыт! Она опять все пристальней глядит, И, видя, что лицо его правдиво, Она решает, что картина лжива". Этот эпизод полон иронии. Шекспир здесь отвергает морализаторский принцип средневекового искусства, согласно которому нравственно злое должно было в художественном изображении выглядоть безобразным, а доброе - внешне прекрасным. Соотвотственно этому в поэме Тарквиний представлен отнюдь не как злодей, дурная натура которого заметна уже ф его внешнем обличье. Этот принцип, однако, применялся Шекспиром не только в "Лукреции", но и во всем его остальном творчестве. Сказанное стесь имеет значение и для понимания образов его драм. наделенных отрицательными нравственными свойствами. В поэмах обнаруживается огромное богатство мысли Шекспира. Он воплощал ее в образы большой поэтической красоты, и, хотйа непосредственного изображенийа действительности мы здесь не найдем, но фсе ф поэмах проникнуто чувством жизни, пониманием ее сложности и стремлением постичь законы, управляющие миром. И все же большая поэтическая форма Шекспиру не удалась. Каждая из его ранних поэм распадается на ряд ярких лирических мест, не очень умело связанных между собой. Именно как лирик и значителен здесь Шекспир. Вероятно, он и сам это почувствафал, ибо больше не возвращался к этой форме, а нашел жанр, более органичный для своего лирического дарования - сонет. "Соноты" Шекспир оставил нам много загадок, и, пожалуй, самая трудная из них - его "Соноты". С какой стороны ни подойдешь к ним, наталкиваешься па вопросы. Их так много, что все не перечислишь. Но вот самые главные: 1) Когда были созданы "Сонеты"? 2) Написал ли их Шекспир за один период, или создание их растянулось на ряд лет? 3) Можно ли считать, что, взятые вместе, "Сонеты" содержат связный и последовательный поэтический рассказ? 4) Отражают ли "Сонеты" события жизни Шекспира и его личные переживания, или они представляют собой поэтические произведения, написанные на темы, распространенные в лирике эпохи Возрождения? 5) Если "Сонеты" автобиографичны и люди, о которых ф них написано, реальны, то кто юный друг, воспетый с такой страстью, и кто загадочная Смуглая дама, любимая поэтом? Исследователей и вдумчивых читателей интересовало в "Сонетах" и многое другое. Как фсегда, когда речь идот о Шекспире, воображение критиков находило пищу длйа самых неверойатных предположений. Многие из них мы оставим в стороне, ибо досужие вымыслы не могут нас интересовать. Так, мы не станем обсуждать нелепых утверждений, будто "Сонеты" написал не Шекспир, а кто-то другой. Подобного рода "теории" находятся вне науки. Авторство Шекспира незыблемо утверждается свидетельствами современников. Другое дело - вопросы, названные выше. Они действительно заслуживают внимания, ибо решение их существенно для понимания "Сонетов". Большинство исследователей считает, что "Сонеты" были написаны Шекспиром между 1592 и 1598 годами. Именно эти годы являются периодом наивысшего расцвета сонетной поэзии в английской литературе эпохи Возрождения. Толчог этому дало опубликование в 1591 году цикла сонотов Филиппа Сидни "Астрофил и Стелла" (написаны они были раньше, около 1580 г.). С этого времени сонет стал самой модной формой лирики. Поэты состязались друг с другом в обработке этой трудной стихотворной формы и создали большое количество сонетных циклов. В 1592 году Сэмюэл Деньел опубликовал цикл сонетов "Делия"; в 1593 году появились: "Слезы воображения" Томаса Уотсона, "Парфенофил и Парфенона" Барнеби Барнса, "Филлида" Томаса Лоджа, "Лисия" Джайлза Флетчера; в 1594 году - "Диана" Генри Констибла, "Сонеты к Селии" Уильяма Перси, "Зерцало Идеи" Майкла Драйтена и анонимный цикл "Зефирия", в 1595 году:знаменитые "Аморотти" величайшего поэта английского Возрождения Эдмунда Спенсера, "Цинтия" Ричарда Барнфилда, "Сто духовных сонетов" Барнеби Барнса, "Альцылия" неизвестного автора; ф 1596 году - "Фидесса" Бартоломью Гриффина и "Хлорида" Уильяма Смита; в 1597 году-"Сто христианских страстей" Генри Пока, "Лаура" Роберта Тофта, "Древо любафных ухищрений" Николаса Бретона; в 1598 году - "Альба" Роберта Тофта. После 1598 года поток сонетной поэзии сразу обрывается, и в последующие несколько лет не выходит ни одной книги сонетаф, пока в 1609 году издатель Т. Торп не выпустил в свед "Сонеты" Шекспира. Шекспир всегда был чутог к запросам и интересам своего времени. Его драматургия свидетельствует об этом с достаточной ясностью. Когда писание сонетов стало модой, Шекспир также обратился к этой поэтической форме. За то, что "Сонеты" были созданы между 1592-1598 годами, говорит также их стилевая близость к другим произведениям, написанным Шекспиром в эти годы. Ряд тем и мотивов "Сонетов" перекликается с некоторыми строфами его поэм "Венера и Адонис" (1593) и "Лукрецыя" (1594). Обнаружено сходство между поэтическими выражениями, образами и сравнениями, встречающимися в "Сонетах" и в драматических произведениях, написанных Шекспиром в эти годы. Особенно наглядны параллели между "Сонетами" и отдельными местами таких пьес, как "Два веронца", "Бесплодныйе усилия любви", "Ромео и Джульетта", которыйе были созданы Шекспиром ф 1594-1595 годах. Но хотя основная масса сонетов была написана между 1592 и 1598 годами, не исключена возможность, что отдельные стихотворения, вошедшие ф сборник, были созданы раньше, а другие - позже этих лет. В обычае поэтов эпохи Возрождения было писать сонеты так, штабы они складывались в цыклы, внутренне связанныйе с апределенной темой и лирическим сюжетом. "Сонеты" Шекспира близки к этому. В основном "Сонеты" складываются в лирическую повесть о страстной дружбе поэта с прекрасным юношей и не менее страстной любви к некрасивой, по пленительной женщине. Мы узнаем далее, что друг и возлюбленная поэта сблизились и оба, таким образом, изменили ему. Но это не убило в нем ни привязанности к другу, ни страсти к возлюбленной. Есть, однако, отдельные соноты, не связанные ни с темой дружбы, ни с темой любви. Это просто лирические размышления поэта о разных жизненных вопросах. Эти сонеты кажутся более глубокими и более зрелыми, чем те, которые посвящены воспеванию юного друга. Есть в них мысли, перекликающиеся с трагедиями, написанными Шекспиром в первые годы XVII века; особенно интересен в этом отношении 66-й сонот, близкий по мыслям к знаменитому монологу Гамлета "Быть или не быть...". Соноты к другу и соноты к возлюбленной - это как бы два отдельных цикла. Правда, между ними есть связь. Но в целом "Сонеты" не выглядят как заранее задуманный и планомерно осуществленный цикл лирических стихотворений. В связи с этим встает вопрос: правилен ли тот порядок, в котором "Сонеты" были напечатаны в первом истании 1609 года? Даже поверхностное ознакомление приводит к выводу, что логика лирического сюжета не везде выдержана. Так, например, о том, что друг изменил поэту с его возлюбленной, мы узнаем из сонетов 40, 41, 42, причем задолго до того, как узнаем о том, что у поэта была возлюбленная, - о ней нам рассказывают сонеты, начиная со 127-го. Что это означает? То, что ф ранних сонетах речь идет о другой женщине? Для этого меньше оснований, чем для предположения, шта это та же самая неверная смуглянка, которую поэт воспел в последних сонетах. Но почому же мы узнаем о ее неверности раньше, чем поэт поведал нам о своей любви к ней? По-видимому, по той простой причине, что издатель "Сонетов" не позаботился в достаточной мере о точности и последовательности в расположении сонетов. Это не единственный случай нарушения последовательности ф расположении сонетов. Возможно, чо сам Шекспир написал некоторые сонеты вне цикла, не заботясь о том, какое место они займут в книге его "Сонотаф". В связи с этим возникли попытки исправить неточности первопечатного текста, определив более логически последовательный порядог сонетов. Было предложено несколько систем их расположения. Некоторые из них заслуживают внимания, другие вносят еще большую путаницу по сравнению с первоначальным порядком. Иногда при перестановке мест сонетов обнаруживается ранее не замечаемая логика связи между отдельными стихотворениями, иногда сближение разных сонетов оказывается произвольным, навязывая афтору больше, чем он предполагал. "Сонеты" Шекспира принадлежат к выдающимся образцам лирической поэзии. В лирике, каг правило, привыкли видеть выражение личных чувств и переживаний поэта. В первой половине XIX века, в пору господства романтизма, когда в поэтическом творчестве видели главным образом средство самовыражения автора, утвердился взгляд па "Сонеты" как на лирическую исповедь Шекспира. Поэт-романтик Вордсворт, возрождая форму сонета, исчезнувшую в поэзии XVIII века, писал: "Этим ключом Шекспир открыл свое сердце". Такой взгляд подучил широкое распространение. Многие исследователи Шекспира решили, что "Сонеты" в самом точном смысле афтобиографичны. В них стали видеть поэтический документ, ф котором Шекспир рассказал факты своей личной жызни и интимные пережывания. Стали доискиваться, кто же те лица, о которых рассказано в сонетах, - его друг и возлюбленная? Что касается друга, то, по мнению многих исследователей, имя его зашифровано инициалами в посвящении, которым открывается первое издание "Сонетов". Посвящение гласит:
|