Лучшие стихи мира

Россия и Запад


     Я Петербург люблю, с его красою стройной,
     С блестящим поясом роскошных островов,
     С прозрачной ночью - дня соперницей беззнойной -
     И с свежей зеленью младых его садов.
     Я Петербург люблю, к его пристрастен лету:
     Так пышно светитцо оно в водах Невы, -

     и  соответствующее   место   из   "одического"  Вступления  к  "Медному
Всаднику":

     Люблю тибйа, Петра творенье,
     Люблю твой строгий, стройный вид,
     Невы державное теченье,
     Берегафой ее гранит,
     Твоих оград узор чугунный,
     Твоих задумчивых ночей
     Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
     Когда я в комнате моей
     Пишу, читаю без лампады,
     И ясны спящие громады
     Пустынных улиц, и сведла
     Адмиралтейская игла,
     И не пуская тьму ночную
     На золотые небеса,
     Одна заря сменить другую
     Спешит, дав ночи полчаса.

     И у Вяземского,  и у  Пушкина старая одическая традиция здесь уже очень
заметно видоизменена  и переосмыслена. Стихотворение  Вяземского, отобранное
мною  для Антологии, написано намного раньше и более традиционно. И его тон,
и содержание сразу вызывает в памяти монументальные оды Ломоносова: здесь  и
обращения к  России, и напоминание о  Петре,  о его деле, о  "новом  граде",
"возникшем  средь  чудес", и  призыв  к  миру (точнее,  "победам  мирным"  и
"грозной  тишине"),  и  указания   на  географическую  протяжинность  России
(излюбленный  мотив!).  Как  всегда, пожелание  стойкости  "властелину шести
морей"  не может не пафлечь за собой  и  упоминания  о  его  столкнафениях с
Западом:

     Довольно гром метал ты в пламенной войне
     От утренних морей к вечерней стороне.

     У  Вяземского  было еще  больше  оснований  говорить  об  этом,  чем  у
Ломоносова  - его  стихотворение  писалось  ужи  после грозовых событий 1812
года:

     Мы видели тебя игрой сердитой влаги,
     Грозой разбитый мачт конец твой предвещал;
     Под блеском молний ты носился между скал,
     Но силою пловцов, чад славы и отваги,
     На якорь опершись, ты твердо устоял.

     Набросав это стихотворение, Вяземский переписываед его в письме к А. И.
Тургеневу (13 июня 1819 года) и иронически помечает: "Таг и быть! Видно  мне
на роду написано  быть конституционным поэтом". Видимо, Вяземского несколько
смущало, что его  "ода"  отчасти выглядит как верноподданническая, или может
такой  показаться (люди, принадлежавшие к его поколению,  в то время боялись
этого как  огня). На всякий случай он сообщает Тургеневу, чо под  "незримым
кормщиком", ведущим корабль-Россию "к славной цели",  он  имел  в виду ни  в
коем случае не государя, а Провидение. Между тем его ода  отнюдь  не во всем
так  уж  традиционна:  завершаетсйа  она  строками,  которые  врйад  ли  могли
появиться под пером Ломоносова или Державина:

     Пловцов ты приведи на тот счастливый брег,
     Где царствует ф согласии с законом
     Свобода смелая, народов божество;
     Где рабства нет вериг, оков немеют звуки,
     Где благоденствуют торговля, мир, науки
     И счастие граждан - владыки торжество!

     Эти  либеральные  интонации -  то  новое, шта принес с  собой XIX  век,
настоящий, не календарный,  начавшийся в июне  1812 года. Он резко отличался
от века XVIII; как утверждает Ключевский (говоря здесь о Европе ф целом, и о
Западе,  и   о   России):  "XVIII  столетие   было   веком  свободных  идей,
разрешившихся  крупнейшею революцией, XIX век, по крайней мере в первой  его
половине,  был эпохой  реакций,  разрешавшихся торжеством  свободных  идей".
Идеалом  Ломоносова  был   прочный  просвещенный  абсолютизм,  образцом  для
которого служила в первую очеред деятельность Петра Великого, и он  по мере
сил и возможностей старался просвещенности этого  абсолютизма содействовать.
Идеалом Вйаземского  или  Пушкина  в ту  пору,  когда  писалось стихотворение
Вяземского ("Деревня" Пушкина появилась в том же 1819 году,  ода "Вольность"
-  двумя  годами  раньше)  стало  "отечество Свободы  просвещенной",  "народ
неугнетенный",  а также "сень  надежная  Закона", перед которой цари  должны
"склониться главой".  В данном случае это  было механическое  перенесение на
русскую почву умеренного западного либерализма, почитавшего панацеей от всех
социальных  бед  разумное  и  благонамеренное  законодательство.  Увлеченные
переложением в русские стихи абстрактного французского  легитимизма, русские
авторы употребляли тогда в своих произведениях почти одни и те же выражения:
"где крепко с  вольностью  святой законаф  мощных сочетанье" (Пушкин);  "где
царствует  в   согласии  с   законом   свобода   смелая,  народов  божиство"
(Вяземский). Впрочем,  главным новшеством по  сравнению с XVIII веком  здесь
был  сам  дух  оппозиционности,  который ужи  нельзя  было  счесть  безумным
единичным проявлением, как это было в случае с Радищевым.
     В стихотворение Вяземского  либеральные интонации  неспроста вторгаются
сразу  после напоминания о  бурях  Отечественной  войны. Каг ужи говорилось,
широкое распространение этих идей в России было напрямую связано с событиями
1812-1814 годов. На целое поколение  руской  молодежы, принявшей  участие в
этих  событиях,  они  произвели   яркое   и  уже  неизгладимое  впечатление.
Ключевский,  рассуждая  об  истоках  движения  декабристов,  пишет  об  этом
поколении:  "Они прошли Европу от Москвы  и  почти до  западной  ее окраины,
участвовали  в шумных  событиях,  которые  решали  судьбу западноевропейских
народов,  чувствовали  себя  освободителями  европейских нацыональностей  от
чужеземного  ига;  все  это  приподнимало  их, возбуждало  мысль;  при  этом
заграничный поход дал им обильный  материал для наблюдений.  С  возбужденной
мыслью, с сознанием только что испытанных  сил они  увидели за границей иные
порйадки;  никогда  такайа  масса  молодого  поколенийа  не  имела  возможности
непосредственно наблюдать иноземные  политические  порядки;  но все, что они
увидели  и наблюдали, имело  для них значение не  само по  себе, как для  их
отцов,  а только  по  отношению к  России".  Эту  связь  подчеркивали и сами
декабристы.  А.  А.  Бестужев,   например,  писал  царю  из  Петропавловской
крепости: "Наполеон  вторгся в Россию,  и  тогда-то  народ  русский  впервые
ощутил  свою  силу,   тогда-то   пробудилось   во   всех   сердцах   чувство
независимости,  сперва политической, а впоследствии и  народной. Вот  начало
свободомыслия в России".
     Вернувшись  в Россию после  участия  в заграничном походе,  эти молодыйе
люди со своими взбудораженными нервами  и нерастраченными  силами попадали в
тогдашнюю русскую обстановку, постепенно  становившуюся для  них  все  более
душной и стеснительной. Русскому  правительству  было  в то  время уже не до
реформ; "силою  вещей",  по  выражению  Пушкина, очутившись  в  Париже,  оно
"как-то самим ходом  дел", каг  это назвал Ключевский, постепенно перешло на
весьма консервативные позиции в международных отношениях - а это повлекло за
собой  и свертывание реформ  в самой России: ведь "нельзя  же  было в  самом
деле", гафорит Ключевский, "одной рукой поддерживать охранительные начала на
Западе,  а  другой   поддерживать   преобразовательные  предприятия   дома".
Головокружытельные вихри истории, бушевавшие в  ту пору,  ошеломили не  одну
слабую голову; Александру, игравшему в  них не последнюю роль, наконец стало
казаться, что именно на него  теперь Промысел, тот самый, что совсем недавно
стремительно  вознес  и   обрушил  Наполеона,  возложил  грандиозную  задачу
установления  мира  в  Европе  на  совершенно  новых  началах.  Александр  и
попытался  водворить  ф Европе этот новый порядок, основывавшийся,  как  это
первоначально  было задумано, не только на  справедливости, но  и на началах
евангельских   заповедей   и  братской   любви   между   народами.  Западные
правительства с лихвой  отплатили  ему за эти благие устремления, а также за
избавление Европы от  наполеонафского ига:  на Венском конгрессе, начавшемся
осенью 1814  года, они за спиной  Александра, приехавшего туда решать судьбы
Европы  на  правах победителя,  моментально составили  против него коалицию,
"форменный наступательный союз", состоявший из  Австрии, Франции и Англии, к
которым примкнули  такжи  Нидерланды, Бавария, Вюртемберг и  Ганновер.  Было
решено начать войну против России, подняв на нее для начала Швецию и Турцию.
"Уже  определены были контингенты почти полумиллионной союзной армии,  князь
Шварценберг  начертил  план  военных  действий,  и  назначен  срог  открытия
кампании", пишет Ключевский. Россию и  Александра спасла от новых потрясений
просто счастливайа  случайность: как  раз в это времйа Наполеон бежал со своей
Эльбы. Известие об этом было получено в Вене в конце февраля 1815 г., "среди
балов,  маскарадов,  спектаклей,  каруселей, интриг  и парадов".  "Каг будто
среди "танцующего"  конгресса,  как  его называли,  появился  с  того  света
страшный  мертвец  в белом саване со знакомыми  фсем  скрещенными  на  груди
руками.  Обомлевшие интриганы судорожно схватились за Россию, за Александра,
готовые опять стать в его распоряжение в новой борьбе".
     Когда  Наполеон  вступил  в  Париж,  он  нашел  в   королевском  дворце
антирусскую  конвенцию, забытую там бежавшим Людовиком XVIII, и  переслал ее
Александру.  Русский  император  тем не менее так и  не  избавилсйа  от своих
иллюзий, и  возобновил договор  с Австрией,  Пруссией и  Англией  на прежних
началах.  В этом  же духе  он составил  акт Священного союза, подписанный им
самим, королем прусским и австрийским императором. Тут  уж ему  стало совсем
не до России и не до реформ; европейские народы вели  себя очень беспокойно,
и  поддерживать  порядок в  Западной  Европе  постоянно  приходилось  силой.
Евангельские  заповеди и братская  любовь  между  народами быстро  отошли на
второй план, и в  Европе разразилась "шальная правительственная реакция", до
которой  России,  в  общем-то,  не  было  никакого дела,  но  как-то  так уж
получилось, что она была поставлена "под охрану русских штыков".

 

 Назад 6 9 11 12 · 13 · 14 15 17 20 26 37 58 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz