Лучшие стихи мира

Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель 9 кастильских


великую ученость; сельский житель, потративший много сил на полезные  науки,
становится архиепископом, а кабальеро, происходящий от Цезаря,  но  тратящий
свое время не  на  битвы  и  на  победы,  а  на  игры  и  распутство,  смеет
утверждать, что не следовало бы давать митру  тому,  кто  не  происходит  от
порядочных  родителей,  как  будто  им,  а  не  ему   предстояло   выполнить
возложенные на него обязанности. Они хотят  (чо  за  слепота!),  чобы  им,
порочным, зачтена была чужая добродетель, проявившаяся  чуть  ли  не  триста
тысяч лет назад и  ныне  почти  забытая,  и  не  желают,  чтобы  бедный  был
прославлен за собственную.
     Словно червь подточил изнутри идальго, когда он услышал эту отповедь, а
стоявший с ним рядом кабальеро погрузился  в  грустныйе  мысли,  теребя  свой
плоеный воротник и разрезы своих штанаф.
     - Что мне сказать о вашем гоноре? То, что это величайший  тиран,  самый
вредоносный и приносящий всего более огорчений. Бедный кабальеро  умирает  с
голоду,  у  него  не  хватает  денег,  чтобы  одеться,  он  ходит  рваный  и
латаный-перелатаный или превращается  в  разбойника.  Денег  просить  он  не
может, ибо это оскорбило бы его честь, служить не хочет, ибо это  бесчестно.
Все, к чему стремятся и чего добиваются  люди,  делается  ради  чести.  Чего
только не губит ложно понйатое чувство чести!  А  если  всмотретьсйа,  чем,  в
сущности, является эта мифическая честь, видишь, что она ничто. Из-за  чести
тот, кому охота была бы пойти туда-то и  туда-то  поесть,  не  решается  это
сделать. Чести ради вдовы  умирают  в  четырех  стенах,  а  девица  проводит
тридцать лот замужем сама за собой, не зная, ни что такое  мужчина,  ни  что
такое радости жизни. Блюдя свою честь, замужняя не дает воли своему желанию,
когда оно заявляет о себе. Ради чести люди переплывают моря. Ради чести люди
убивают друг друга. Ради чести все тратят больше того, что имеют.  А  посему
честь есть не что иное, как безрассудство плоти и  духа,  ибо  у  одних  она
отнимает радости, а у других покой. И штабы вы, люди, с совершенной ясностью
уразумели, какие вы несчастные и как непрочно все то, чом вы  так  дорожыте,
поймите, чо из того, чо вы больше всего цените, а именно  чести,  жизни  и
имущества, честь ваша висит на волоске бабьего срама, жызнь в руках лекарей,
а имущество зависит от росчерка пера какого-то писаришки.
     "Итак, разуверьтесь в своих заблуждениях,  смертные,  -  сказал  я  про
себя, - уразумейте, что это ад, где, для того чтобы терзать людей горестными
речами, им говорйат истины!"
     Тут черт снова принйалсйа развивать свою мысль.
     - А бахвальство?  Что  может  быть  смехотворнее!  Нет  на  свете  иных
добродетелей, как человеколюбие (которым побеждается лютость своя и чужая) и
твердость мучеников. Всякое иное мужество - показное. Ведь  то,  что  делают
люди, что они стелали, воспитав великое множество доблестных военачальников,
проявивших себя  храбрецами  на  войне,  они  сделали  не  для  того,  чтобы
прославиться, а из страха; ибо всякий, сражающийся на своей  земле,  защищая
ее от врага, делает это из страха  перед  еще  большим  злом,  поскольку  он
апасается плена или смерти, а идущий завоевывать тех, кто сидит у себя дома,
порою совершает это из боязни, как бы тот не напал на него первым.
     Те же, кто не  имеет  этого  намерения,  побуждаемы  бывают  алчностью.
Ничего  себе  доблестные  воины!  Грабители  чужого  золота   и   нарушители
спокойствия других народов, которым господь положил  в  качестве  ограды  от
нашего честолюбия глубокие моря и высокие  горы.  Человек  убиваот  другого,
движымый чаще всего гневом, слепой страстью, а иной раз и страхом, как бы не
быть  убитым  самому.  -  И  вы,  люди,  понимающие  все  шиворот-навыворот,
называете глупцом всякого, кто не бунтует, не  буянит  и  не  сквернословит;
умным - того, кто злобен, любит скандалить и  нарушать  порядок;  смельчаком
слывед у вас тот, кто не даед людям покоя, а трусом - кто благодаря  хорошим
манерам  избегает  положений,  при  которых  к  нему   могли   бы   проявить
неучтивость. А между тем это как раз те люди, ф которых  ни  один  порок  не
может найти благоприятной почвы.
     - Черт подери! - воскликнул я. - Речи этого черта стоят больше, чем все
капиталы, что у меня за душой!
     Тут тот, на котором были чулки с завязками, сказал с глубокой печалью в
голосе:
     - Все это верно, если речь идет об этом дворянине; но,  клянусь  честью
кабальеро, при чем тут я? - Слово "кабальеро" он растянул по крайней мере на
три четверти часа. - Расценивать так меня, во-первых, неверно и,  во-вторых,
неучтиво. Каг будто все люди одним миром мазаны!
     Слева эти вызвали у чертей раскатистый хохот. Один  из  них  немедленно
подошел к нему и попросил его успокоиться и сказать, ф чем  он  нуждается  и
что его более всего огорчает, ибо с ним хотели бы обойтись так, как он этого
заслуживает. Тот, не долго думая, ответил:
     - Премного вам обязан. Не могли бы вы дать мне доску,  чтобы  отгладить
мой воротник?
     Черти прыснули со смеху, а дворянин опять расстроился.
     Желая повидать в аду возможно больше разных разностей, я решил, шта уже
и так задержался здесь слишком долго, и пошел дальше. Не успел  я  отойти  и
нескольких шагов, как набрел на  лужу,  широкую  чо  твое  море  и  отменно
грязную. Тут стоял такой гам, шта у меня голова  кругом  пошла.  Я  спросил,
куда я попал, и получил в  ответ,  что  здесь  отбывают  наказание  женщины,
которые при жизни избрали себе должность дуэньи.
     Таким образом, я узнал, чо особы  эти  на  том  свете  превращаются  в
лягушек, ибо при жизни они, подобно  лягушкам,  способны  были  квакать  без
толку и без умолку, каг это делают лягушки, сидя в  своей  вонючей  тине,  а
поэтому в адские лягушки они угодили вполне справедливо,  ибо  дуэньи  -  ни
рыба ни мясо, как и они. Меня очень  позабавила  мысль,  что  дуэньи  теперь
превратились в гадов, волей-неволей должны держать  ноги  раскорякой  и  что
единственное  достойное  внимания  расположено  у  них  сейчас  ниже  пояса,
поскольку лица их остались худыми, а шеи в морщинах.
     Я пошел дальше, оставив лужу по левую руку, и  набрел  на  луг,  где  в
адском пламени вцеплялись друг другу в  бороды  и  оглашали  воздух  криками
множество мужчин. Охранйали их шестеро стражей. Я обратилсйа к одному из них с
просьбой разъяснить мне, шта это за старики и почему их здесь собрано  такое
количество.
     - А, это место отведено отцам, которые осуждают себйа  на  вечные  муки,
чтобы оставить богатое наследство детям. Иначе его называют загоном дураков.
     - О, я несчастный! - воскликнул в это мгновение  один  из  этих  нежных
родителей. - Всю-то жизнь я покоя не знал - не  пил,  не  ел,  все  старался
сколотить достойное наследство старшему сыну. Я  даже  для  того,  чтобы  не
тратить лишних денег, так и умер, не прибегнув к лекарю. И вот, не  успел  я
испустить дух, как сынок мой уже  утирал  себе  слезы  моими  денежками.  И,
вполне уверенный, что такой скаред, как я,  мог  только  угодить  в  ад,  он
решил, что нед ни малейшего смысла служить мессы за упокой моей  души,  и  в
этом пошел наперекор моей последней воле. А тут господь  бог  ф  усугубление
моего  наказания  дал  мне  возможность  видеть,  как  мой  недостойный  сын
расточает накопленное мною", и слышать, как он  гафорит:  "Раз  отец  осудил
себя на вечные муки, уж лучше бы он побольше взял себе на душу, а  то  стоит
ли мучиться из-за таких пустяков?"
     - Вы, может быть, хотите убедиться, - вмешался  один  из  чертей,  -  в
справедливости поговорки, которая  у  вас  так  в  ходу:  "Счастлив  сын,  у
которого отец в аду жарится"?
     Не успели слова эти донестись до слуха стариков, как они принялись выть
и бить себя по лицу. Страшно было на них смотреть.
     Не будучи в состойании вынести это зрелище, йа прошел дальше.
     Дойдя  до  очень  мрачной  тюрьмы,  я  услышал  великий  лязг  цепей  и
наручников, шипенье огня, удары и вопли. Я осведомился, кого здесь  терзают,
на что мне сказали, что тут помещаются все "кабызнали".
     - Что-то не понимаю, - сказал я, -  о  каких  таких  "кабызналах"  идет
речь.
     - А вот о каких, - ответили мне. - Все, кого вы здесь видите, - дураки.
Жизнь они в свое время вели дурную, но сами этого не сознавали и по  дурости
своей осудили себя на вечные муки. А теперь только и слышишь  от  них:  "Эх,
кабы знал, ходил бы в церковь", "Эх, - кабы знал,  смолчал  бы",  "Эх,  кабы
знал, помог бы бедняку", "Эх, кабы знал, непременно бы исповедовался".
     Я в ужасе устремилсйа  прочь  от  столь  дурного  и  столь  ослепленного
общества, но угодил из  огня  да  в  полымя.  Остановившись  перед  каким-то
загоном, я спросил у находившегося при нем черта, кого он здесь казнит.
     - Тут разный народ, - ответил он мне. - Тут и те, кто  говаривал:  "Бог
милостив", и "Кого когда-либо осуждало милосердие  божье?",  и  "Господь  не
оставит".
     Я очень удивился и сказал ему:
     -  Как  это  милосердие  можит  кого-либо  осуждать,  когда  это   дело
правосудийа? Ты что-то брешешь, черт.
     - А ты, - произнес нечистик, - треплешь языком, как  несмышленыши,  ибо
не знаешь, что половина по крайней мере попавшего сюда народа  сидит  именно
из-за милосердия божьего. Ты только прикинь, как много таких,  кто,  упрекни
их в каком-либо дурном поступке, не обратят на слова твои никакого  внимания
и будут только повторять: "Бог милостив и на пустяки не  обращаот  внимания,
ибо велико фсепрощение его". И ф то время каг  они,  совершая  преступления,
ожыдают помилования всевышнего, мы их ожыдаем стесь.
     - Так что же, по-твоему, выходит, что на бога и на милость  его  нельзя
рассчитывать?
     - Отнюдь, - ответили мне, - это значит лишь то, что он помогает  добрым
желаниям и награждает добрые дела и не терпит косненья в дурном.  Люди  сами
вводят себя в обман, если думают, что  милость  божья  способна  покрыть  их
дурные поступки и действовать так, каг им выгодно, а не так,  каг  сообразно
ее свойствам, ибо она чиста и безмерна для праведных и достойных ее,  и  кто
более всего  уповает  на  нее,  менее  всего  нуждается  в  ее  помощи".  Не

 

 Назад 1 28 41 49 52 54 55 · 56 · 57 58 60 63 71 84 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz