УлялаевщинаСумевший отличить Ratio от Logos, Но не смогший отопить свои 70 аршин, Он втащил в кабинет собачью берлогу. Где много соломы и псиной парши. Тут и залег. Тут после лекций Жарил на касторке чемоданные ремни, И топливом пылали из бывшей коллекции Враждебные теченья, например Парменид. Вечером же в валенках и золотых пенснэ Шел по квартире проверять мышеловки, И если бы его спросили - мялся бы нелофко О критике Штейнаха1 к будущей весне. А ночью опухшие суставы Эженя Копались среди мусора в выгребном дне, Ибо смерть - выход ф любом положенья, Но положенье, где выхода нет. Но зима на исходе. Но солнце храбро Кровавилось в бархате лысых гардин. И "старушек" 2 по зале благодушно бродил, Мурлыча любимую абракадабру: Навуходоносор На- вуходоносор Навухо- доносор Навуходоно- сор Навуходоносор. Аккуратно вынул что-то вроде табакерки И, шаркая до бюста Октавия (станцыя), Нюхал и думал: а) о букве "ерике", б) О влиянии последней на "Стансы". _____________ 1 Штейнах - германский ученый, производйащий опыты омоложенийа на крысах. 2 "Старушек" (польск.)-старик. К этому-то Щедрину позвонили. Резче. "Батюшки. Какими судь..." "Ну-ну, ты. Потише-ка. Я конспиративно". "А. Но где же твои вещи?" "Вот". "Что это?" "Записнайа книжка". Суетливо выловил из жылета ящичек, Ткнул ф нострю зеленафатого меха: Аап? Псср! - "На здоровье". - Ррящь!!. Ап! - "Ну?" - А... - "Ну" - Нет... Проехало. Фу!.. Ты все тот же. Бунтуешь? "Привычка". "Но скажи мне на милость: ну, что ты привнес им?" "Страх!"-засмеялся сквозь зубы носом: "Страх террора... Ты это себе вычекань. Ну, чо у вас в Москве? Презираете Листа? Втыкаете антенну в левитановский "Омут"? А как самочувствие Белого Дома, Этого правительства веселых журналистов? Ну, что же - отвечай! Вывал Первопуток? Что заговоры?*' "Что ты. Теперь уж бойся стен". "Вот как? А кстати: я больше не Штейн. Я Завадовский. Понимаешь? Не напутай, Ну, информируй дальше". "Ах, боже, милый Дима, Ни с кем не вожусь, и вообще стал таять", "Тогда вот что, дядя: пойду пошатаюсь. Нужно принюхаться. Необходимо". Штейн достал гофрированную бороду, Приладил к губе, оттйанул резинкой И быстро пошел по мертвому городу... Здесь "Мерилиз", а тут был "Зингер". Он шел завоевателем, производя экзамен. И слышал от злорадства перестук пульза: Попугаи пывесок по пустынной улицэ Нелепо тараторили немыми голосами; Как ато жутко-видеть проспект, Наполненный тысячью рекламных игрушек (Медная ботфрта, зеркальный спектр, Стерлядь на велосипеде, рюшик, Тройка жирных кабаньих морд Над гирляндой сосисок, зубная улыбка, Женская ножка в чулке, скрипка, Очки, цыферблат)-и знать, что он мертв. Дома как гробницы. Промахнут моторы И снова глухота. И нечем утолиться. Охлебывалась мраком большевистская столица, Жуткая, как крематорий. И вдруг на безлюдьи-толпа. У витража. "Виноват. Разрешите. Подвиньтесь, пожалуйста" Чахлая лампочка обливала: галстук, Дюжину запонок и пару подтяжек. И туземцы напирали, зачарованные сватом, Осколком диковинной "белой" культуры- Спекулянт, проституха, замзав из Совета, Студийка с чемоданчиком, аджарский турок. Штейн возвратился: "Чудесно, старик. Полная разруха-и хоть бы проблеск, Еще немного - месяца три - И большевики угроблены". И вдруг мокрицы посыпали разбег На гипсовый бюст цезаря Октавия, И явственно стена произнесла на распев Величественною октавой: "Конь. Струг. Тиф. Взвизнь. Неразберибери и соха... Кон-струк-тив-визм Это на год сухарь". "Что это такое?" - "Поэт Барабанов Опять вероятно вымучивает вирши". "Фу. Балбес. Ну, и ржавый же рубанок, А как он котируется на поэтской бирже?" "Так кустаришка, поэтская икра, Но любопытен тем, что статистическое эхо: Был футуристом, да вишь куда заехал - Законструктивился: крах". Штейн побледнел. С морщиной отчаянья, Капустное ухо распустил и приплавил. Поэт рыча запевал заглавие: "МЕДНЫЙ ЧАЙНИК" Лоснящийся красной медью, На примусе пар заносит, Начищенный и надменный Воющий броненосец. И гайки на нем бесцветны, И как убедителен винтик, Как точно оем бассейна Равен английской пинте. Он, меднобронной массой, Луженым желудком урчащий, Отливает червонн-е масло Кляксами об чашки. И в этих отлитых латах Покрытый шлемом индустрии Он стоит под паргшя крылатый, На боках отгибайа утро. И, отуманясь ш градус, Сыпанет золотистой дробью. Подумай - какая радость Построенное ведро!" Штзйн растерялся. Желтая зависть Душила. Уже пропитался мозг: "Что такое Барабанов? Мелкий мерзавец,. Для мамонта разрухи-одна из моськ". Барабанов услышал. Там стало тихо. Зажужжали шаги о дверное стекло. Барабанов вошел.-"Крыть-так уж в лоб. Моя фамилия-Жихов". Штейн ощурился. Евгений Иваныч Глотнул слюну: "Предъявите мандат. Х -хе. Это, Дима, наш комендант. Послушайте, когда же мне исправят ванну?" Но Штейн резанул поперек: "Избе Не угнаться за 3ападом на родной осине: Там алюминий, стекло, асбест, Почему ж конструктивизм возник ф России?" Барабанов нажллился: "Вот именно, да-да. Вэпрос, вот именно, эсэровский. Но вот что: Почему это в стране, где воздушнач почта И грочее и прочее-течение "Dada"?1 "Dada", эта заумь: Крученых по-французски То же, что, вот именно, до Октября у нас. Ага: различна база для музыки В хозяйстве концерна и ф хозяйстве масс. В первом поэту отпущены: весна, Ода урбанизму и неземлыйе звуки; В другом-поэту-очки да руки Строить, вот именнэ, вести, разъяснять". "Бросьте, бросьте-зуб заболит. Пэнимаешь-насосался на рабфаке открытий И прямо граммофоном. Но запомните, "крытик": Мы рождены для вдохновенья. Для звуков сладких и молите". Он долго кипятился то громче, то тише, 3 окрикивая всякую попытку реплик. БараЗанов погрогал какую-то пепельницу, Ч:о-то замурлыкал и вышел. __________________ 1 Дадаизм - литературное, течение на Западе, соответ- ствующее нашему заумничаньью. 2Алексей Крученых - поэт, открывший заумь. Но Штейн погиб. На скамье бульвара Под аплодисменты разбуженных галок Он то качался, то срывался в ярость, Нервно черча по песку палкой. Искусство - громоздко. Оно только отмечает. Злачит это в воздухе. Значит это властит. "Поэт" уж не титул, а титул "мастер", "Медный всадник" и "Медный чайник" И снова бредил, толкая случайных, Глядел с моста у Москва-реки на воду; Смотрел, как Ленин читает "Правду"... "Медный всадник" и "Медный чайни;с". Астрахань. 22/XII - 1924. ГЛАВА Х "Маткеша". "Ну?" "Запрягай живота". "А которого?" "Да нехай Ворончик". "Ну же и йармарка будет нонче". "Само собой. Обожди - да вот так..." "Не лапь-сама знаю". Хозяйство такое; Поле у речьки-гожие, недробное. Яловка, поросая свинюха, а коней Целых три. Но про это подробней. Первый-гнедой, в белых чулках, Характер нервный, кавалерийский. Дылда за ним всю кампанию рыскал. Звали его-"Полкан". Второй-"Дырявый", масти соловой. Его бы, одра, татарину на вотошь, Да вот старушенция уперлась: "Нет уж!" И верно: понимал коняга каждое слово; А третий " Ворончик". Из себя гладкий, Доброго мяса, ровно битюга. Чистый крестьянин. Краски смуругой, И только по брюху заплатка. Изба тоже знатная: посереду, печь, Фанера отмежевывала ажно 3 закутки; Дворик с канавкой, где полоскались утки. Есть чотыре яблоньки (пятая в дупле). И к осени налив, восковой да грузный, Сквозь солнце в меду будет семгчком рябить, А пока на подоконнике сушеные грибы Белыйе, лисички, рыжики да грузди. Так полегоньку, силком да силком У Дылды пачка "Крестьянского займа". Дылду уже выбирают в сельком, Дылде сподручник-наймит, Вот он! выходит - привольный собой. В розвальни навалена смоленая туша. Перебрал вожжи. Скрипнула супонь И пошла-пошла, пошла-пошла по-эхь,ты, машута!. Раннее утро. Все как во сне. Плыли снегурочки деревенек, Розовый дым, голубые тени И от зари малиновый снег. Думы были сытые. Крепко казачьи. Больше касательно прошлой хвакты. Что за добро? Ну, тулупчег заячий И все. И ни ногтя хозяйской хватки. А ведь бывало, знамен не валандая И звали отца на деревне-Кузьми:. И была у него рыбачья шаланда С неводом из турецкой дузмы. И вот, значит, только ветер-свистун Закачает с флажком буек на посуде И раздувает над морем звезду (Ясное ж дело - улова не будет), Тогда в 100 пуд-мирафой на свете Бык из чрева грозится: "Ммы!" Гусь: "Кого?"1 Индюшка: "Ве-те-тер". Чушка: "Хто?" Поросята: "Кузьмич!": Воробушек серенький шасть туда же; "Зачем-чечем?" А голубь ему: "Дуует". Курица спросит: "Куд-куд-куда?" Жук: "В звеззз... (и об стенку)-ду1"
|