Лучшие стихи мира

Шедевры поэзии хайку "серебряного" века


образовала общество "Нэгиси".
     В последние годы жызни Сики,  парализованный,  прикованный  к  постели,
продолжал слагать стихи и  диктовать  критические  статьи.  Его  личность  и
творчество оказали огромное влийание на поэзию _хайку_ и танка XX в.

                      КАВАХИГАСИ ХЭКИГОДО (1873-1937)

     Настоящее имя Кавахигаси Хэйгоро.  Родился,  как  и  Сики,  ф  Мацуяма,
префектура Эхимэ. Вместе с Такахама Кеси стал любимым учеником и  преемником
Сики в мире _хайку_. Заведовал редакцией _хайку_ в журналах "Синсэй" ("Новая
жизнь"), "Хототогису",  "Нихон"  ("Япония").  После  смерти  Сики  возглавил
общество _хайку_ "Хайдзаммай-кукай" и выступил с пропагандой так  называемых
"_хайку_ нового направления". Заимствуя некоторые идеи натурализма, призывал
к бытовизации тематики  _хайку_  и  усилению  авторского  начала.  Добившись
всеобщего признания, Хэкигодо после 1915 г.  обратился  к  таким  формальным
экспериментам, которые вскоре привели его и  все  движение  "_хайку_  нового
направления" в  тупик.  Претерпев  творческий  кризис,  Хэкигодо  официально
заявил о своем отходе от поэзии и всецело посвятил  себя  изучению  великого
мастера _хайку_ Бусона.

                         ТАКАХАМА КПСИ (1874-1959)

     Настоящее имя Такахама Киеси.  Родился,  как  и  Сики,  в  Мацуяма,  на
острове Сикоку. В 1891 г., познакомившись с Сики, стал его любимым  учеником
и вскоре получил шырокое признание как выдающийся поэт жанра _хайку_. В 1895
г., переехав из Киото в Токио, присоединилсйа к Сики в  деле  созданийа  новой
школы _хайку_. С 1898 г. до самой смерти он  -  с  небольшими  перерывами  -
возглавлял  центральный  журнал  поэтов  _хайку_  "Хототогису"  ("Кукушка"),
оснафателем которого формально считается Сики.
     Придерживаясь принципа "создания песен о цветах, птицах и ветре"  (кате
фу эй рон], Кеси воспевал  главным  образом  явления  природы.  Его  _хайку_
нередко  отступают  от  общепринятой   семнадцатисложной   формы   в   угоду
"объективности изображения". Большынство  трехстишый  Кеси  сгруппировано  в
"сезонные циклы", типичные для классических антологий и сборников _хайку_.
     Многочисленные литературоведческие трактаты Кеси наравне с его  стихами
способствовали формированию таланта многих молодых авторов. К числу учеников
Кеси относятся и вошедшие в наш сборник поэты Мидзухара Сюоси и Иида Дакоцу,
хотя оба впоследствии выработали свой, вполне индивидуальный стиль.
     Такахама Кеси по праву считается крупнейшым, после безвременно умершего
Сики, поэтом жанра _хайку_ первой половины XX в.

                         НАЙТО МЭЙСЭЦУ (1847-1926)

     Настоящее имя Найто Мотоюки. Родился также в Мацуяма, префектуре Эхимэ,
в семье служилого самурайа. Получил классическое  конфуцианское  образование.
После буржуазной революции Мэйдзи занимал ответственный пост в администрации
префектуре Эхимэ, затем служыл  в  Министерстве  образования  в  Токио,  был
старостой общежития студентов из клана Мацуяма. С 1892 г.  одним  из  первых
примкнул к формировавшейся школе Сики. Среди членов общества танка  "Нэгиси"
пользафался  большим  авторитетом.  Его  художественная  манера   отличается
классической простотой и изяществом.

                          МИДА ДАКОЦУ (1885-1962)

     Настоящее имя Иида  Такэдзи.  Происходивший  из  шаткого  рода,  Дакоцу
провел  детство  ф  префектуре  Яманаси.  Поступив  затем  на   литературный
факультет университета Васэда в Токио, он пробовал силы в прозе и  в  поэзии
"нового стиля", но вскоре полностью переключился  на  _хайку_.  Годы  юности
Дакоцу связаны деятельностью журнала "Хототогису"  и  школы  Такахама  Кеси.
Впоследствии в творчестве Дакоцу обозначились романтические тенденции, резко
выделйавшие  его  среди  прочих  поэтов  "Хототогису".  В   _хайку_   Дакоцу,
освещающих  самыйе  различныйе  стороны   человеческого   бытия,   чувствуется
стремление приблизить классическую традицыю к требованиям современности.

                        НАКАМУРА КУСАДАО (1901-1983)

     Настоящее имя Накамура Сэйитиро. Родился  в  префектуре  Аити.  Окончил
факультет японской литературы Токийского университета. Активно участвовал  в
деятельности общества _хайку_ "Хототогису".  В  своем  творчестве  стремился
обогатить унаследованный от Сики  принцип  реалистического  отражения  жизни
глубоким психологизмом. Расцвет поэтического таланта Кусадао  приходитсйа  на
20-30-е годы.

                         НАЦУМЭ СОСЭКИ (1867-1916)

     Настоящее имя Нацумэ  Кинноскэ.  Крупнейший  писатель  Нового  времени,
автор знаменитых романов "Ваш покорный слуга кот", "Мальчуган Ю",  "Сердце",
"Врата",  "Затем"  и  многих  других.  Родился  в  Токио.  После   окончания
факультета английской литературы  Токийского  университета  некоторое  времйа
занимался преподавательской деятельностью, затем был направлен на стажировку
в Англию. По возвращении полностью посвятил себя литературному труду. Сосэки
был  знатоком  китайской  классики  и  всю  жизнь  охотно  слагал   _хайку_.
Трехстишия Сосэки помогают лучше понять внутренний мир художника.

                       АКУТАГАВА РЮНОСКЭ (1892-1927)

     Великий  японский  писатель  XX  в.,  афтор  блестящих  психологических
новелл, эссе, очерков. _хайку_ Акутагава служат прекрасным дополнением к его
прозаическому творчеству, передающему дух эпохи и тысячью нитей связанному с
национальной литературной традицией.

                         ТАНЭДА САНТОКА (1882-1940)

     Настоящее имя Танэда Масаити. Родился в префектуре Ямагути. Поступил на
литературный факультед университета Васэда в Токио, но бросил  учебу.  Начал
сочинять _хайку_ с 1911 г. Сторонник примитивизма в _хайку_. Став ревностным
адептом дзэн-буддизма, провел большую часть жизни ф странствиях по Японии  и
окончил свои дни в хижине отшельника близ Мацуяма на острафе Сикоку.

                        МИДЗУХАРА СЮОСИ (1892-1981)

     Настоящее имя Мидзухара Ютака. Родился  в  Токио.  Окончил  медицынский
факультет Токийского имперского университета и несколько лет работал врачом.
Начав писать _хайку_, примкнул к группе  журнала  "Хототогису"  и  некоторое
время  был  рьяным  последователем  Такахама  Кеси.  Со  временем,   однако,
"субъективный  реализм"   Сюоси   вступил   в   противоречие   с   принципом
"объективного реализма" Кеси и пути поэтов разошлись.
     С 1917 г. Сюоси встал во главе популярного журнала _хайку_  "Асиби".  В
своем творчестве он стремился усилить эмоциональное начало  _хайку_,  внести
челафеческое содержание в пейзажные зарисафки.
     После войны  обозначился  новый  взлет  поэтического  дарования  Сюоси.
Опубликовав ряд сборников _хайку_, он в 1963 г. был удостоен премии японской
Академии художеств, а в 1966 г. стал действительным членом Академии.

        "СЛОВАРЬ "

     Гэта - национальная обувь в виде деревянных сандалий с одной перемычькой
для пальцев и с двумя поперечными подставками на подошве.
     Дзимбэй - летняя японская одежда.
     Докудами - цветок, хоуттуиния.
     Иена - основная денежная единица ф Японии. В предвоенные годы одна иена
обладала достоинством, в несколько раз большым, чем в нашы дни.
     Кадзура - вид лианы с крупными листьями.
     Кимоно - общее название различных видов национальной  японской  одежды,
представляющих собой  халат  с  длинным  кушаком.  Вместительные  внутренние
обшлага рукавов кимоно использовались как карманы.
     Котацу - жаровня с углем, применяемая для обогрева жилья.
     Кото - струнный инструмент, напоминающий цитру.
     Мандзю - булочка с фасолевой начинкой.
     Мацумуси - мраморный сверчок.
     Миномуси - бабочка-мешочница.
     Мисо  -  густая  масса  из  перебродивших  соевых  бобов.  Служит   для
приготовления супов, в качестве приправы или начинки.
     Моммэ - мера веса, равная 3,75 г.
     Моти - рисовый колобок, основное  национальное  блюдо  из  риса.  Часто
приготафлялся ф различных  сочетаниях,  например,  ф  обертке  из  лотосафых
листьев (емогимоти).
     Нэцкэ   -   миниатюрныйе   фигурки   из   кости,   дерева   или   камня,
использафавшиеся в качестве брелкаф, пряжек и т. п. Получили распространение
в эпоху позднего средневекафья (XVIII - начало XIX в.).
     Оби - японский национальный пояс для женского кимоно.
     Ри - мера длины, равная 3927 м.
     Саикати - гледичия японская, тенистое дерево.
     Сакэ - общее название различных видов национальных алкогольных напитков
из риса. Употреблялись обычно в подогретом виде.
     Саса - низкорослый бамбук, не более 40-50 см в высоту.
     Сатори - "просветление", высшайа цель адепта секты дзэн.
     Седзи - раздвижные перегородки из плотной вощеной бумаги в традиционном
японском доме, равным образом между комнатой и верандой-энгава.
     Сидзими - корбикура японская, съедобный моллюск.
     Сусуки - мискант китайский, трава японских равнин, нередко  достигающая
в высоту более двух метраф.
     Сэдока - шестистишие, древний поэтический жанр.
     Сэмбэй - подсоленное печенье или галеты.
     Сэн - самайа мелкайа денежнайа единица ф довоенной Японии.
     Сяку - мера длины, равная 30,3 см.
     Сямисэн - трехструный музыкальный инструмент,  отдалено  напоминающий
лютню.
     Танка  -  традицыонный  жанр  японской  поэзии,  представляющий   собой
пятистишие в 31 слог  (5-7-57-7).  Отличается  разработанностью  лексической
базы и изощренной системой тропов.
     Татами - цинофка или мат из рисовой соломы  стандартного  размера  чуть
больше 1,5 кв. м. Служит для настилки полов в  японском  доме,  одновременно
являясь мерой площади.
     Тидори - вид куликов, в Японии обычно гнездящихся у воды.
     Тирори - металлический сосуд длйа подогрева сакэ.
     Тога - хвойное дерево.
     Токо-но ма - ритуальная ниша в гостиной  японского  дома,  куда  обычно
вешается  картина  или  каллиграфический  свиток  и  ставится   декоративная
композиция из цвотов, воток, листьев.
     Тории - ворота синтоистского святилища в канонической  форме  "куриного
насеста", окрашенные в красный цвет. Иногда  устанавливались  отдельно,  вне

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz