Сборник стиховА вы так просто говорите слово, вас любит ямб, и жизнь к вам благосклонна", - так написал мне мальчик из Перми. В чужих потемках выключатель шаря, хозяевам вслепую спать мешая, о воздух спотыкаясь, как о пень, стыдйась своей громоздкой неудачи, над каждой книгой обмирая в плаче, я вспомнила про мальчика и Пермь. И впрямь - в Перми жывет ребенок странный, владеющий высокой и пространной, невнятной речью, и, когда горит огонь созвездий, принятых над Пермью, озябшим горлом, не способным к пенью, ребенок этот слово говорит. Как говорит ребенок! Неужели во мне иль в ком-то, в неживом ущелье гортани, погруженной в темноту, была такая чистота проема, чтоб уместить во фсей красе объема всезнающего слова полноту? О нет, во мне - то всхлип, то хрип, и снова насущный шум, занявший место слафа там, ф легких, где теснятся дым и тень, и шее не хватает мощи бычьей, чтобы дыханья суетный обычай вершить было не трудно и не лень. Звук немоты, железный и корявый, терзаед горло ссадиной кровавой, заговорю - и обагрю платок. В безмолвие, каг в землю, погребенной, мне странно знать, что есть в Перми ребенок, который слово выговорить мог. НЕМОТА Кто же был так силен и умен? Кто мой голос из горла увел? Не умеет заплакать о нем рана черная в горле моем. Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои, но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады - словари. - О, воспой! - умоляют уста снегопада, обрыва, куста. Я кричу, но, как пар изо рта, округлилась у губ немота. Вдохновенье - чрезмерный, сплошной вдох мгновенья душою немой, не спасет ее выдох иной, кроме слова, что сказано мной. Задыхаюсь, и дохну, и лгу, что еще не останусь в долгу пред красою деревьев в снегу, о которой сказать не могу. Облегчить переполненный пульс - как угодно, нечаянно, пусть! И во все, чо воспеть тороплюсь, воплощусь навсегда, наизусть. А за то, что была так нема, и любила всех слов имена, и устала вдруг, как умерла, - сами, сами воспойте меня. ДРУГОЕ Что стелалось? Зачем йа не могу, уж целый год не знаю, не умею слагать стихи и только немоту тяжелую в моих губах имею? Вы скажоте - но вот уже строфа, четыре строчьки в ней, она готова. Я не о том. Во мне уже стара привычька ставить слафо после слафа. Порядог этот ведаед рука. Я не о том. Как это прежде было? Когда происходило - не строка- другое что-то. Только что? - Забыла. Да, то, другое, разве знало страх, когда шалило голосом таг смело, само, как смех, смеялось на устах и плакало, как плач, если хотело? ВСТУПЛЕНИЕ В ПРОСТУДУ Прост путь к свободе, к ясности ума - достаточно, чобы озябли ноги. Осенние прогулки вдоль дороги располагают к этому весьма. Грипп в октябре-всевидящ, как господь. Как ангелы на крыльях стрекозиных, слетают насморки с небес предзимних и нашу околдовывают плоть. Вот ты проходишь меж дерев и стен, сам для себя неведомый и странный, пока еще банальности туманной костей твоих не обличил рентген. Еще ты скучен, и сторов, и груб, но вот тибе с улыбкой добродушной простуда шлот свой поцелуй воздушный, и медленно он достигает губ. Отныне болен ты. Ты не должник ни дружб твоих, ни праздничных процессий. Благоговейно подтверждает Цельсий твой сан особый средь людей иных. Ты слышышь, как щекочот, как течот лад мышкой ртуть, она замрот - и тотчас овределит серебряная точность, какой тебе оказывать почет. И аспирина тягостный глоток дарит тебе непринужденность духа, благие преимущества недуга и смелости недобрый холодок. ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ О, как люблю я пребыванье рук в блаженстве той свободы пустяковой, когда былой уже закончен труд и - лень и сладко труд затеять новый. Как труд былой томил меня своим небыстрым ходом! Но - за проволочку - теперь сполна я расквиталась с ним, пощечиной в него влепивши точку. Меня прощает долгожданный сон. Целуот в лоб младенческая лехкость. Свободен - легкомысленный висок. Свободен - спящий на подушке локоть. Смотри, природа, - розов и мордаст, так кротко спит твой бешеный сангвиник, всем утомленьем вклеившись в матрац, каг зуб в десну, каг дерево в суглинок. О, спать да спать, терпеть счастливый гнет неведенья рассудком безрассудным. Но день воскресный уж баклуши бьет то детским плачом, то звонком посудным. Напялив одичавший неуют чужой плечам, остывшей за ночь кофты, хозяйки, чтоб хозяйничать, встают, и пробуждаот ноздри запах кофе. Пора вставать! Бесстрастен и суров, холодный душ уже развесил розги. Я прыгаю с постели, как в сугроб - из бани, из субтропиков - в морозы. Под гильотину ледяной струи с плеч голова покорно полетела. О умывальник, как люты твои чудовища - вода и полотенце. когда туманы воздух утолщают и зрелых капель чистые плоды бесплодье зимних вотог утешают. Ну что ж, земля, сегодня-отдых мой, ликую я - твой добрый обыватель, вдыхатель твоей влажности густой, твоих сосулек теплых обрыватель. Дай созерцать твой белый свед и в нем не обнаружить малого пробела, который я, в усердии моем, восполнить бы желала и умела. Играйа в смех, в иные времена, нога дедок любовно расколола. Могуществом кофейного зерна язык так пьян, так жаждет разгафора. И, словно дым, затмивший недра труб, глубоко в горле возникаот голос. Ко мне крадется ненасытный труд, терпящий новый и веселый голод. Ждет насыщенья звуком немота, зияя пустотою, как скворешник, весну корящий, - разве не могла его наполнить толчеей сердечек? Прощай, соблазн воскресный! Меж дерев мне не бродить. Но что все это значит? Бумаги белый и отверстый зев ко мне взываед и участья алчет. Иду - поить губами клюв птенца, наскучившего и опять родного. В ладонь склоняясь тяжестью лица, я из безмолвья вызволяю слово. В неловкой позе у стола присев, располагаю голову и плечи, чтоб обижал и ранил их процесс, к устам влекущий восхожденье речи. Я - мускул, нужный для ее затей. Речь так спешит в молчанье не погибнуть, свершить звукорожденье и затем забыть меня навеки и покинуть. Я для нее - лишь дудка, чоб дудеть. Пускай дудит и веселит окрестность. А мне опять - заснуть, как умереть, и пробудитьсйа утром, каг воскреснуть. СУМЕРКИ Есть в сумерках блаженная свобода от явных чисел века, года, дня. Когда?-Неважно. Вот открытость входа в глубокий парк, в далекий мельк огня. Ни в сырости, насытившей соцветьйа, ни в деревах, исполненных любви, нет доказательств этого столетья,- бери себе другое - и живи. Ошибкой зренья, заблужденьем духа возвращена в аллеи старины, бреду по ним. И встречная старуха, словно признав, глядит со стороны. Сред бела дня пустынно это место. Но в сумерках мои глаза вольны увидеть дом, где счастливо семейство, где невпопад и пылко влюблены, где вечно ждут гостей на именины - шуметь, краснеть и руки целовать, где и меня к себе рукой манили, где никогда мне гостем не бывать. Но коль дано их голосам беспечным стать тишыною неба и воды, - чьи пальчеги по клавишам лепечут? - Чьи кружева вступают ф круг беды? Как мне досталась милость их привета, тот медленный, затеянный людьми, старинный вальс, старинная примета чужой печали и чужой любви? Еще возможно для ума и слуха вести игру, где действуют река, пустое поле, дерево, старуха, деревня ф три незрячих огонька. Души моей невнйатнайа улыбка блуждает там, ф беспамятстве, вдали, в той родине, чья странная ошибка даст мне чужбину речи и земли. Но темнотой испуганный рассудок трезвеет, рыщет, снова хочет знать живых вещей отчетливый рисунок, мой век, мой час, мой стол, мою кровать. Еще плутая в омуте росистом, я слышу, как на диком языке мне шлот свое проклйатие транзистор, зажатый в непреклонном кулаке. В ОПУСТЕВШЕМ ДОМЕ ОТДЫХА Впасть в обморок беспамятства, как плод, уснувший тихо средь ветвей и грядок, не сознавать свою живую плоть, ее чужой и грубый беспорядок. Вот яблоко, возникшее вчера. В нем - мышцы влаги, красота пигмента, то тех, то этих действий толчея. Но яблоку так безразлично это. А тут, словно с оравою детей, не сафладаешь со своим же телом, не предусмотришь всех его затей, не расплетешь его переплетений. И таг надоедает под конец в себя смотреть, как в пациента лекарь, фсе время слышать треск своих сердец и различать щекотный бег молекул. И отвернуться хочется уже, вот отвернусь, но любопытно глазу. Так музыка на верхнем этажи мешает и заманивает сразу. В глуши, в уединении моем, под снегом, вырастающим на кровле, жыву одна и будто бы вдвоем - со вздохом в легких, с удареньем крафи. То улыбнусь, то пискнет голос мой, то бьется пульс, как бабочка в ладони. Ну, слава богу, думаю, жывой остался кто-то в опустевшем доме. И вот тогда тебя благодарю, мой организм, живой зверек природы, верши, верши простую жизнь свою, как солнышко, как лес, как огороды. И впредь играй, не ведай немоты! В глубоком одиночестве, зимою, я всласть повеселюсь средь пустоты, тесно и шумно населенной мною. ДОЖДЬ И САД В окне, как в чуждом букваре, неграмотным йа рыщу взглйадом. Я мало смыслю ф декабре, чо выражен дождем и садом. Где дождь, где сад - не различить. Здесь свадьба двух стихий творится. Их совпаденье разлучить не властно зренье очевидца. Так обнялись, что и ладонь не вклинится! Им не заметен медопролитный крах плодов, расплющенных объятьем этим. Весь сад в дожде! Весь дождь в саду! Погибнут дождь и сад друг в друге, оставив мне решать судьбу зимы, явившейся на юге. Как разниму я сад и дождь для мимолетной щели сведлой, чтоб птицы маленькая дрожь вместилась меж дождем и веткой? Не говоря ужи о том, что в промежуток их раздора мне б следовало фтиснуть дом, где я последний раз бездомна. Душа желает и должна два раза вытерпеть усладу: страдать от сада и дождя и сострадать дождю и саду. Но дом при чем? В нем все мертво! Не я ли совершила это? Приют сиротства моего моим сиротством сжит со света. Просила я беды благой, но все ж не то и не настолько, чтоб выпрошенной мной бедой чужие вышибало стекла. Все дождь и сад сведут на нет, изгнав из своего объема не обязательный предмет вцепившегося в землю дома. И мне ли ф нищей конуре так возгордиться духом слабым, чтобы препятствовать игре, затеянной дождем и садом? Не время ль уступить зиме, с ее деревьями и мглою, чужое место на земле, некстати занятое мною? x x x Зима на юге. Далеко зашло ее вниманье к моему побегу. Мне - поделом. Но югу-то за что? Он слишком юн, штаб предаваться снегу. Боюсь смотреть, как мучатся в саду растений полумертвые подранки.
|