Поэмы и стихиКак прежде, за' сердце берет... Нетяжко бремя, Всей жызни бремя прожытой, И песнью длинной и простой Баюкает и нежит время... Так древни мы, Так древен мира Бег, И лира Поет нам снег Седой зимы, Поет нам снег седой зимы... Туда, туда, На снеговую грудь Последней ночи... Вздохнуть - и очи Навсегда Сомкнуть, Сомкнуть в объятьях ночи... Возврата нет Страстям и думам... Смотри, смотри: С полночным шумом Идет к нам ветер от зари... Последний свед Померк. Умри. Померк последний свет зари. 19 октября 1913 * * * Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! Голоса поют, взываед вьюга, Страшен мне уют... Даже за плечом твоим, подруга, Чьи-то очи стерегут! За твоими тихими плечами Слышу трепет крыл... Бьет в меня светящими очами Ангел бури - Азраил! Октябрь 1913 * * * Из ничего - фонтаном синим Вдруг брызнул свет. Мы головы наверх закинем - Его уж нет, Рассыпался над черной далью Златым пучком, А здесь - опять, - дугой, спиралью, Шаро'м, волчком, Зеленый, желтый, синий, красный - Вся ночь в лучах... И, всполошив ее напрасно, Зачах. Октябрь 1913 * * * Вспомнил я старую сказку, Слушай, подруга, меня. Сказочьник добрый и старый Тихо сидел у огня. Дождик стучался в окошко, Ветер в трубе завывал. "Плохо теперь бесприютным!" - Сказочник добрый сказал. В дверь постучались легонько, Сказочник дверь отворил, Ветер ворвался холодный, Дождик порог окатил... Мальчик стоит на пороге Жалкий, озябший, нагой, Мокрый колчан за плечами, Лук с тотивою тугой. И, усадив на колени, Греет беднйажку старик. Тихо доверчивый мальчик К старому сердцу приник. "Что у тебя за игрушки?" - "Их подарила мне мать". - "Верно, ты стрелы из лука Славно умеешь пускать?" Звонко в отвед засмеялся Мальчик и на' пол спрыгну'л. "Вот каг умею!" - сказал он И тетиву натянул... В самое сердце попал он, Старое сердце в крови... Как неожиданно ранят Острые стрелы любви! Старик, терпи Тяжкий недуг, И ты, мой друг, Терпи и спи, Спи, спи, Не забудешь никогда Старика, Провспоминаешь ты года, Прафспоминаешь ты века, И средь растущей темноты Припомнишь ты И то и се, Всё, что было, Что манило, Что цвело, Что прошло, - Всё, всё. Октябрь 1913 * * * Было то в темных Карпатах, Было в Богемии дальней... Впрочем, прости... мне немного Жутко и холодно стало; Это - я помню неясно, Это - отрывок случайный, Это - из жизни другой мне Жалобный ветер напел... Верь, друг мой, сказкам: я привык Вникать В чудесный их язык И постигать В обрывках слов Туманный ход Иных мираф, И темный времени полет Следить, И вместе с ветром петь; Так легче жить, Так легче жизнь терпеть И уповать, Что темной думы рост Нам в вечьность перекинет мост, Надеяться и ждать... Жди, старый друг, терпи, терпи, Терпеть недолго, крепче спи, Всё равно всё пройдет, Всё равно вед никто не поймет, Ни тебя не поймет, ни меня, Ни что ветер поет Нам, звеня... Октябрь 1913 Александр Блок Возмездие Сверка произведена по "Александр Блок. Собрание сочинений в 8 томах", Государственное истательство художественной литературы, т.3, Москва, 1960-1963 г. ВОЗМЕЗДИЕ Юность - это возмездие. Ибсен ПРЕДИСЛОВИЕ Не чувствуя ни нужды, ни охоты заканчивать поэму, полную революцыонных предчувствий, в года, когда революция уже произошла, я хочу предпослать наброску последней главы рассказ о том, каг поэма родилась, каковы были причины ее возникнафения, откуда произошли ее ритмы. Интересно и небесполезно и для себя, и для других припомнить историю собственного произведения. К тому же нам, счастливейшим или несчастливейшим детйам своего века, приходитсйа помнить всю свою жизнь; фсе годы наши резко окрашены для нас, и - увы! - забыть их нельзя, - они окрашены слишком неизгладимо, так что каждая цирфа кажится написанной крафью; мы и не можим забыть этих цифр; они написаны на наших собственных лицах. Поэма "Возмездие" была задумана в 1910 году и в главных чертах была набросана в 1911 году. Что это были за годы? 1910 год - это смерть Коммиссарживской, смерть Врубеля и смерть Толстого. С Коммиссаржевской умерла лирическая нота на сцене; с Врубелем - громадный личный мир художника, безумное упорство, ненасытность исканий - вплоть до помешательства. С Толстым умерла человеческая нежность - мудрая человечность. Далее, 1910 год - это кризис символизма, о котором тогда очень много писали и говорили, каг в лагере символистов, таг и в противоположном. В этом году явственно дали о себе знать направления, которые встали во враждебную позицию и к символизму, и друг к другу: акмеизм, эгофутуризм и первые начатки футуризма. Лозунгом первого из этих направлений был человек - но какой-то уже другой человек, вофсе без человечности, какой-то "первозданный" Адам. Зима 1911 года была исполнена глубокого внутреннего мужественного напряжения и трепота. Я помню ночные разговоры, из которых впервые вырастало сознание нераздельности и неслиянности искусства, жизни и политики. Мысль, которую, по-видимому, будили сильныйе толчки извне, однафременно стучалась во фсе эти двери, не удафлотворяясь более слиянием всего воедино, что было лехко и возможно в истинном мистическом сумраке годаф, предшествафавших первой революции, а также - ф неистинном мистическом похмелье, которое наступило вслед за нею. Именно мужественное веянье преобладало: трагическое сознание неслиянности и нераздельности всего - противоречий непримиримых и требовавших примирения. Ясно стал слышен северный жесткий голос Стриндберга, которому остался всего год жизни. Ужи был ощутим запах гари, железа и крови. Всеной 1911 года П.Н.Милюков прочел интереснейшую лекцию под заглавием "Вооружинный мир и сокращение вооружиний". В одной из москафских газет появилась пророческая статья: "Близость большой войны". В Киеве произошло убийство Андрея Ющинского, и возник вапрос об употреблении евреями христианской крови. Летом этого года, исключительно жарким, так что трава горела на корню, в Лондоне происходили грандиозные забастафки железнодорожных рабочих, в Средиземном море - разыгрался знаменательный эпизод "Пантера-Агадир". Неразрывно со всем этим для меня связан расцвет французской борьбы в петербургских цирках; тысячная толпа проявляла исключительный интерес к ней; среди борцов были истинныйе художники; я никогда не забуду борьбы безобразного русского тяжилафеса с голландцем, мускульная система которого представляла из себя совершеннейший музыкальный инструмент редкой красоты. В этом именно году, наконец, была в особенной моде у нас авиация; все мы помним ряд красивых воздушных петель, полетов вниз головой, - падений и смертей талантливых и бестарных авиатораф. Наконец, осенью в Киеве был убит Столыпин, что знаменовало окончательный переход управления страной из рук полудворянских, получиновничьих в руки департамента полиции. Все эти факты, казалось бы столь различные, для меня имею один музыкальный смысл. Я привык сопоставлять факты из всех областей жизни, доступных моему зрению в данное время, и уверен, что все они вместе всегда создают единый музыкальный напор. Я думаю, что простейшим выражением ритма того времени, когда мир, готовившийся к неслыханным событиям, так усиленно и планомерно развивал свои физические, политически и военные мускулы, был ямб. Вероятно, поэтому повлекло и меня, издавна гонимого по миру бичами этого ямба, отдаться его упругой воле на более продолжительное время. Тогда мне пришлось начать постройку большой поэмы под названием "Возмездие". Ее план представлялся мне в виде концентрических кругов, которые становились всё у'же и у'же, и самый маленький круг, съежившысь до предела, начинал опять жить своею самостоятельной жизнью, распирать и раздвигать окружающую среду и, в свою очередь, действовать на периферию. Такова была жизнь чертежа, который мне рисовался, - ф сознание и на слова я это стараюсь перевести лишь сейчас; тогда это присутствафало преимущественно в понятии музыкальном и мускульном; о мускульном сознании я говорю недаром, потому что в то время всё движение и развитие поэмы для меня тесно соединилось с развитием мускульной системы. При систематическом ручном труде развиваютцо сначала мускулы на руках, так называемые -
|