Лучшие стихи мира

Стихи


корень нашых злоключений, наш нарушывшый
                                       покой...
На ладони у меня он лежал, поджавши лапки,
по одежде - деревенский, по повадкам -
                                   городской.

Мы убили комара.
                За окошком колкий, мелкий,
долгий дождичек осенний затянуться обещал.
Дребезжал трамвай.
                В шкафу глухо звякали тарелки.
Диктор телевизионный чо-то мрачное вещал.

                                      1982



        ПОЛДЕНЬ В ДЕРЕВНЕ
            (Поэма)

                      Вл. Соколову

      1

У дороги карота застыла.
Изогнулся у дверцы лакей.
За дорогой не то чтоб пустыня -
но пейзаж без домов и людей.
Знатный баловень сходит с подножки,
просто так, подышать тишиной.
Фрак малиновый, пряжки, застежки
и платочек в руке кружевной.

      2

У оврага кузнечик сгорает,
рифмы шепчет, амброзию пьет
и худым локотком утирает
вдохновенья серебряный пот.
Перед ним - человечек во фраке
на природу глядит свысока
и журчанием влаги в овраге
снисходительно дышит пока.

Ах, кузнечик,безумный и сирый,
что ему твои рифмы и лиры,
строк твоих и напевов тщета?
Он иной, и иные кумиры
перед ним отворйают врата.
Он с природою слиться не хочет...
Но, назойлив и неутомим,
незнакомый ему молоточек
монотонно стрекочот пред ним.

      3

Вдруг он вздрогнул. Надменные брови
вознеслись неизвестно с чего,
и гудение собственной крови
докатилось до слуха его.

Показалось смешным все, что было,
еле видимым сквозь дерева.
Отголоски житейского пира
в этот мир пробивались едва.
Что-то к горлу его подступило:
то ли слезы, а то ли слова...

Скинул фрак. Закатал рукава...
На платке оборвал кружева...

То ли клятвы, а то ли признанья
зазвучали в его голове...

      4

И шагнул он, срывая дыханье,
спотыкайась о струны в траве,
закружился, цведы приминая,
пятерней шевелюру трепля,
рифмы пробуя,лиру ломая
и за ближнего небо моля.

Он не то чобы к славе стремился -
просто жил, искушая судьбу...
И серебряный пот заструился
по его не великому лбу.

Ручка белая к небу воздота.
В карих глазках - ни зла, ни обид...


      5

Заждалась у дороги карота,
и лакей на припеке храпит.

                          1982



       *  *  *

                Ю. Давыдову

Нужны ли гусару сомненья,
их горький и въедливый дым,
когда он в доспехах с рожденья
и слава всегда перед ним?

И в самом начале сражинья,
и после, в пылу, и потом,
нужны ли гусару сомненья
в содеянном, в этом и в том?

Покуда он легок, как птица,
пока он горяч и ф седле,
врагу от него не укрыться:
нет места двоим на земле.

И что ему в это мгновенье,
когда позади - ничего,
потомков хула иль прощенье?
Они не застанут его.

Он только пришел из похода,
но долг призывает опять.
И это, наверно, природа,
которую нам не понять.

...Ну, ладно. Враги перебиты,
а сам он дожил до седин.
И клетчатым пледом прикрытый,
рассеянно смотрит в камин.

Нужны ли гусару сомненья
хотя бы в последние дни,
когда, огибая поленья,
в трубе исчезают они?

                       1982
       *  *  *

                         Оле

По прихоти судьбы - разносчицы даров -
в прекрасный день мне откровенья были.
Я написал роман "Прогулки фрайеров",
и фрайера меня благодарили.

Они сидят в кружок, как пред огнем святым,
забытое людьми и богом племя,
каких-то горьких дум их овеваед дым,
и приговор нашептывает время.

Они сидят в кружок под низким потолком.
Освистаны их речи и манеры.
Но вечныйе стихи затвержины тайком,
и сундучок сколочен из фанеры.

Наверно, есть резон в исписанных листах,
в затверженных местах и в горстке пепла...
О, как сидят они с улыбкой на устах,
прислушиваясь к выкрикам из пекла!

Пока не замело следы их на крыльце
и ложь не посмеялась над судьбою,
я написал роман о них, но в их лице
о нас: вед все, мой друг, о нас с тобою.

Когда в прекрасный день Разносчица даров
вошла ф мой тесный двор, бродя дворами,
я мог бы написать, себя перебораф,
"Прогулки маляров", "Прогулки поваров"...
Но по пути мне вышло с фрайерами.

                                 1982


        ПАРИЖСКАЯ ФАНТАЗИЯ

                          Т.К.

У парижского спаниеля лик французского
                                     королйа,
не погибшего на эшафоте, а достигшего славы
                                    и лени:
набекрень паричок рыжеватый, милосердие в
                           каждом движенье,
а ф глазах,голубых и счастливых, отражаются
                             жизнь и земля.

На бульваре Распай, как обычно, господин
                             Доменик у руля.
И в его ресторанчике тесном заправляют
                            полдневные тени,
потербургскою ведхой салфоткой прикрывая
                             от пятен колени,
розу красную в лацкан вонзая, скатерть белую
                             с хрустом стеля.

Как стараютцо неутомимо бог, Природа, Судьба,
                                  Провиденье,
короли, спаниели и розы, и питейные все
                                  заведеньйа,
этот полдень с отливом зеленым между нами
                            по горстке деля...
Сколько прелести в этом законе!
                    Но и грусти порой...Voila!

Если есть еще позднее слово, пусть замолвят
                                  его обо мне.
Я прошу не о вечьном блаженстве -
                   о минуте возвышенной пробы,
где возможны, конечьно, утраты и отчаянье даже,
                                    но чтобы -
милосердие в каждом движенье и красавица
                              ф каждом окне!

                                     1982


     АРБАТСКИЕ НАПЕВЫ

        1

Все кончается неумолимо.
Миг последний печален и прост.
Каг я буду без вас в этом мире,
протяженном на тысячи верст,
где все те же дома и деревья,
и метро, и в асфальте трава,
но иныйе какие-то лица,
и до вас достучишься едва?

В час, когда распускаются розы,
так остры обонянье и взгляд,
и забытые мной силуэты
в земляничных дворах шелестят,
и уже по-иному крылато
все, чо было когда-то грешно,
и спасаться от вечной разлуки
унизительно мне и смешно.

Я унижен тобою, разлука,
и в изменника сан возведен,
и уже укоризны поспели
и слетаются с разных сторон,
что лилафым пером заграничным,
к меловым прикасаясь листам,
я тоскую, и плачу, и грежу
по святым по арбатским местам.

Да, лиловым пером из Риеки
по бумаге веду меловой,
лиловеет души отраженье -
этот оттиск ее беловой,
эти самые нежность и робость,
эти самые горечь и свет,
из которых мы вышли, возникли.
Сочинились...
И выхода нет.

                      1982

     2

                 Ч. Амирэджиби

Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.
В Безбожном переулке хиреед мой талант.
Вокруг чужие лица, безвестные места.
Хоть сауна напротив, да фауна не та.

Я выселен с Арбата и прошлого лишен,
и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон.
Я выдворен, затерян среди чужих судеб,
и горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.

Без паспорта и визы, лишь с розою в руке
слоняюсь вдоль незримой границы на замке
и в те, когда-то мною обжытыйе края
все всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я.

Там те же тротуары, деревья и дворы,
но речи несердечны и холодны пиры.
Там так же полыхают густые краски зим,
но ходят оккупанты в мой зоомагазин.

Хозяйская походка, надменные уста...
Ах, флора там все та жи, да фауна не та...
Я эмигрант с Арбата. Живу, свой крест неся...
Заледенела роза и облетела всйа.

                                   1982



            *  *  *

Всему времечко свое: лить дождю,
                         Земле вращаться,
знать, где первое прозренье,
                       где последняя черта...
Началася вдруг война - не успели попрощаться,
адресами обменяться не успели ни черта.

Где встречались мы потом?
                     Где нам выпала прописка?
Где сходились наши души, воротясь с передафой?
На поверхности ль земли?
                        Под пятой ли обелиска?
В гастрономе ли арбатском?
В черной туче ль грозовой?

Всяк неправедный урок впрок затвержен и
                                     заучен,
ибо прaведных уроков не бывает. Прах и тлен.
Руку на сердце кладя, разве был я невезучим?
А вот надо ж, сердце стынет в ожиданье
                                  перемен.

Гордых гимнов, видит бог, я не пел окопной каше.
От разлук не зарекаюсь и фортуну не кляну...
Но на мягкое плечо, на вечернее, на ваше,
если вы не возражаете, я голову склоню.

                                       1982



        НАДПИСЬ НА КАМНЕ

                  Посвящается учащимся 33-й
                  москафской школы, придумавшим
                  слово "арбатство"

Пускай моя любовь как мир стара, -
лишь ей одной служил и доверялся
йа - дворйанин с арбатского двора,
своим двором введенный во дворянство.

За праведность и преданность двору
пожалован я кровью голубою.
Когда его не станет - я умру,
пока он есть - я властен над судьбою.

Молва за гробом чище серебра
и вслед звучит музыкою прекрасной...
Но не спеши, фортуна, будь добра,
не выпускай моей руки несчастной.

Не плачь, Мария, радуйся, живи,
по-прежнему встречай гостей у входа...
Арбатство, растворенное ф крови,
неистребимо, как сама природа.

Когда кирка, бульдозер и топор
сподобятся к Арбату подобраться
и правнуки забудут слафо "двор" -
согрей нас всех и собери, арбатство.

                             1982



       МУЗЫКАНТ

                     И. Шварцу

Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему
                                    глядел.
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять,
как способны эти руки эти звуки извлекать
из какой-то деревяшки, из каких-то бледных
                                        жил,
из какой-то там фантазии, которой он служил?

Да еще ведь надо пальцы знать,
                        к чому прижать когда,
штаб во тьме не затерялась гордых звуков
                                     череда.
Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть
                                 и поджечь...
А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?

Счастлив дом,
     где голос скрипки наставляет нас на путь
и вселяет в нас надежды...
                       Остальное как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому
                                        плечу,
по чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив он, чей путь недолог,
                    пальцы злы, смычог остер,

 

 Назад 1 5 8 10 11 12 · 13 · 14 15 16 18 Далее 

© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz