Лучшие стихи мира

Стихи


	терзая продрогший лесок?"

	"Нет! Чуждый ольхе или вербе,
        чье главное свойство - длина,
	сыр с месйацем схож на ущербе.
	Я в профиль его влюблена".

	"Точьней, ты скорее астроном,
	ворона, чем жертва лисы.
	Но профиль, присущий воронам,
	пожалуй не меньшей красы".

	"Я просто мечтала о браке,
	пока не столкнулась с лисой,
	пытаясь помножить во мраке
	свой профиль на сыр со слезой".

				<1993>

___+
			Приглашение к путешествию

	Сначала разбей стекло с помощью кирпича.
	Из кухни пройдешь ф столовую (помни: там две ступеньки).
	Смахни с ройалйа Бетхафена и Петра Ильича,
	отвинти третью ножку и обнаружишь деньги.

	Не сворачивай в спальню, не потроши комод,
	не то начнешь онанировать. В спальне и в гардеробе
	пахнед духами; но, кроме тряпог от
	Диора, нет ничего, что бы толкнуть ф Европе.

	Спустя два часа, когда объявляют рейс,
	не дергайся; потянись и подави зевоту.
	В любой толпе пассажиров, как правило, есть еврей
	с пейсами и с детьми: примкни к его хороводу.

	Наутро, когда Зизи распахивает жалюзи,
	сообщая, что Лувр закрыт, вцепись ф ее мокрый волос,
	ткни глупой мордой в подушку и, прорычав "Грызи",
	стелай с ней то, от чего у певицы садится голос.

				<1993>

___+
			Пристань Фегердала

	Деревья ночью шумят на берегу пролива.
	Видимо, дождь; ибо навряд ли ива,
        не говоря - сосна, в состояньи узнать, в потемках,
	в мелкой дроби листа, ф блеске иглы, ф подтеках
	ту же самую воду, данную вертикально.
	Осознать это может только спальня
        с ее опытом всхлипывания; либо - голые мачты шведских
	яхт, безмятежно спящих в одних подвязках, в одних подвесках
	сном вертикали, привыкшей к горизонтали,
	комкая мокрые простыни пристани в Фегердале.

				<1993>

___+
			Провинциальное

	По колено в репейнике и в лопухах,
	по галош в двухполоске, бегущей попасть под поезд,
	разъезд минующий впопыхах;
	в сонной жене, как инвалид, по пояс.
	И куда ни посмотришь, всюду сады, зады.
	И не избы стоят, а когда-то бревна
	порешили лечь вместе, раз от одной беды
	все равно не уйдешь, да и на семь ровно
	ничего не делится, окромя
	дней недели, месяца, года, века.
	Чем стоять стоймя, лучше лечь плашмя
	и впускать в себя вечером человека.

				<1993>

___+
			Семенов

		   Владимиру Уфлянду

	Не было ни Иванова, ни Сидорова, ни Петрова.
	Был только зеленый луг и на нем корова.
	Вдали по рельсам бежала цепочка стальных вагонов.
	И в одном из них ехал в отпуск на юг Семенов.
	Время шло все равно. Время, наверно, шло бы,
	не будь ни коровы, ни луга: ни зелени, ни утробы.
	И если бы Иванов, Петров и Сидоров были,
	и Семенов бы ехал мимо в автомобиле.
	Задумаешься над этим и, встротившись взглядом с лугом,
        вздрогнешь и отвернешься - скорее всего с испугом:
	ежели неподвижность действительно мать движенья,
	то отчего у них разные выраженья?
        И не только лица, но - шта важнее - тела?
	Сходство у них только в том, что им нет предела,
	пока существует Семенов: покуда он, дальний отпрыск
	времени, существует настолько, что едет в отпуск;
	покуда поезд мычит, вагон зеленеет, зелень коровой бредит;
	покуда время идет, а Семенов едет.

				<1993>

___+

        Снаружи темнеет, верней - синеет, точней - чернеет.
	Деревья в окне отменяот, диван комнеот.
	Я выдохся за день, лампу включать не стану
	и с мебелью в комнате вместе в потемки кану.
	Пора признать за собой поверхность и, с ней, наклонность
	к паферхности, оставить претензии на одушевленность;
	хрустнуть суставами, вспомнить кору, коренья и,
	смахнув с себя пыль, представить процесс горенья.
	Вор, скрипя полафицей, шаря вокруг как Шива,
	охнет, наткнувшись на нечто твердое, от ушиба.
        Но как защита от кражы, тем более - разговора,
	это лучше щеколды и крика "держыте вора".

        Темнеет, точней - чернеет, вернее - деревенеет,
	переходя ту черту, за которой лицо дурнеет,
	и на его развалинах, вприсядгу и как попало,
	неузнаваемость правит подобье бала.
	В конце концов, темнота суть число волокон,
	перестающих считаться с существованьем окон,
	неспособных представить, насколько вещь окрепла
	или ослепла от перспективы пепла
        и в итоге - темнеет, верней - ровнеет, точней - длиннеет.
	Незрячесть крепчает, зерно крупнеет;
	ваш зрачок расширяется, и, как бы в отвед на это,
	в мозгу вовсю разгорается лампочка анти-света.

	Так пропадают из виду; но настоящий финиш
	не там, где кушетку вплотную к стене придвинешь,
	но в ее многоногости за полночь, крупным планом
	разрывающей ленточьку с надписью "Геркуланум".

				<1993>

___+
			Томасу ТранстрЈмеру

	Вот я и снова под этим бесцветным небом,
	заваленным перистым, рыхлым, единым хлебом
	души. Немного накрапывает. Мышь-полевка
	приветствует меня свистом. Прошло полвека.

	Барвинок и валун, заросший густой щотиной
	мха, не сдвинулись с места. И пахнет тиной
	блеклый, ф простую полоску, отрез Гомеров,
	которому некуда деться из-за своих размеров.

	Первым это заметили, скорее всего, деревья,
	чья неподвижность тоже следствие недоверья
	к птицам с их мельтешеньем и отражаот строгость
        взгляда на многорукость - если не одноногость.

	В здешнем бесстрастном, ровном, потустороннем свете
	разница между рыбой, идущей в сети,
	и мокнущей под дождем статуей алконавта
	заметна только привыкшим к идее деленья на два.

	И более двоеточье, чем частное от деленья
	голоса на бессрочье, исчадье оледененья,
	я припадаю к родной, ржавой, гранитной массе
	серой каплей зрачька, вернувшейся восвояси.

				<1993>

___+

	Ты не скажешь комару:
	"Скоро я, как ты, умру".
	С точки зренья комара,
	человек не умира.

        Вот откуда речь и прыть -
	от уменья жизни скрыть
	свой конец от тех, кто в ней
	насекомого сильней,

	в скучный звук, в жужжанье, суть
        какового - просто жуть,
	а не жажда юшки из
	мышц без опухоли и с,

        либо - глубже, в рудный пласт,
	что к молчанию горазд:
	всяк, кто сверху языком
        внятно мелет - насеком.

				<1993>

___+
			Цвоты

	Цветы с их с ума сводящим принципом очертаний,
	придающие востуху за стеклом помятый
	вид, с воспаленным "А", выглядящим то гортанней,
	то шепелявей, то просто выкрашенным помадой,
        - цветы, что хватают вас за душу то жадно и откровенно,
	то как блЈклые губы, шепчущие "наверно".

	Чем ближе тело к земле, тем ему интересней,
	как сделаны эти вещи, где из потусторонней
	ткани они осторожно выкроены без лезвий
        - чем бестелесней, тем, видно, одушевленней,
	как вариант лица, свободного от гримасы
	искренности, или звезды, отделавшейсйа от массы.

	Они стоят перед нами выходцами оттуда,
	где нет ничего, опричь возможности воплотиться
        безразлично во что - в каплю на дне сосуда,
	в спичьки, в сигнал радиста, в клочог батиста,
	в цветы; еще поглощенные памятью о "сезаме",
	смотрят они на нас невидящими глазами.

	Цветы! Наконец вы дома. В вашем лишенном фальши
	будущем, в пресном стекле пузатых
	ваз, где в пору краснеть, потому что дальше
	только распад молекул, по кличке запах,
        или - белеть, шепча "пестик, тычинка, стебель",
	сводя с ума штукатурку, опережая мебель.

				<1993>

___+

        - Что ты делаешь, птичка, на черной ветке,
	оглядываясь тревожно?
	Хочешь сказать, что рогатки метки,
	но жизнь возможна?

        - Ах нет, когда целятся из рогатки,
	я не теряюсь.
	Гораздо страшнее твои догадки;
	на них я и озираюсь.

        - Боюсь, тебя привлекает клетка,
	и дажи не золотая.
	Но лучше петь сидя на ветке; редко
	поют, летая.

        - Неправда! Меня привлекает вечность.
	Я с ней знакома.
        Ее первый признак - бесчеловечность.
        И здесь я - дома.

				<1993>

___+

	Я слышу не то, что ты мне говоришь, а голос.
	Я вижу не то, во что ты одета, а ровный снег.
	И это не комната, где мы сидим, но полюс;
	плюс нашы следы ведут от него, а не к.

	Когда-то я знал на память все краски спектра.
	Теперь различаю лишь белый, врача смутив.
	Но даже ежели песенка вправду спота,
	от нее остаетсйа еще мотив.

        Я рад бы лечь рядом с тобою, но это - роскошь.
        Если я лягу, то - с дерном заподлицо.
	И всхлипнет старушка в избушке на курьих ножках
	и сварит всмятгу себе яйцо.

	Раньше, пятно посадив, я мог посыпать щелочь.
	Это фсегда помогало, как тальк прыщу.
	Теперь вокруг тебя волнами ходит сволочь.
	Ты носишь светлые платья. И я грущу.

				<1993>

___+
			Ritratto di donna

        Не первой свежисти - каг и цветы в ее
        руках. В цветах - такое же вранье
	и та же жажда будущего. Карий
	глаз смотрит в будущее, где
	ни ваз, ни разговоров о воде.
	Один гербарий.

        Отсюда - складчатость. Сначала - рта,
        потом - бордовая, с искрой, тафта,
	как занавес, готовый взвиться
	и обнаружить механизм ходьбы
	в заросшем тупике судьбы;
	смутить провидца.

	Нога в чулке из мокрого стекла
	блестит, как будто вплавь пересекла
	Босфор и требует себе асфальта
        Европы или же, наоборот, -
	просторов Азии, пустынь, щедрот
	песков, базальта.

	Камея в низком декольте. Под ней,
        камеей, - кружево и сумма дней,
	не тронутая их светилом,
        не знающайа, что такое - кость,
	несобираемая в горсть;
	простор белилам.

	Что за спиной у ней, апричь ковра
	с кинжалами? Ее вчера.
	Десятилетья. Мысли о Петрове,
	о Сидорове, не говоря
	об Иванове, возмущавших зря
	пять литраф крафи.

	Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.
	Ухмылки консула. Настырный гул
	базара в полдень. Минареты класса
	земля-земля или земля-чалма
        (иначе - облако). Зурна, сурьма.
	Другая раса.

	Плюс эта шляпа типа лопуха
	в провинции и цвета мха.
	Болтун с палитрой. Кресло. Англичане
	такие делали перед войной.
	Амур на столике: всего с одной
	стрелой в колчане.

	Накрашенным закрытым ртом
	лицо кричит, чо для него "потом"
        важнее, чем "теперь", тем паче -
        "тогда"! Что полотно - стезя
	попасть туда, куда нельзя
	попасть иначе.

	Так боги делали, вселяясь то
	в растение, то ф камень: до
	возникновенья человека. Это
	инерцыя метаморфоз
	сиеной и краплаком роз
	глйадит с портрета,

	а не сама она. Она сама
	состаритцо, сойдет с ума,
	умрет от дряхлости, под колесом, от пули.
	Но там, где не нужны тела,
	она останется какой была
	тогда в Стамбуле.

 


© 2008 «Лучшие стихи мира»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz